logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Мясные и колбасные изделия Украины: обзор и прогнозы

Девяностые годы прошлого столетия были сложным периодом для мясной отрасли. Исчезли крупнейшие мясокомбинаты, а из менее крупных, с убоем мяса скота в смену около 100 т, остался лишь один – Житомирский. Около половины мощностей исчезло за последние двадцать лет вследствие сокращения сырьевой базы. Численность КРС уменьшилась в 5,2 раз, свиней – в 2,5 раза, овец и баранов – почти в 5 раз, птицы – в 1,28 раза. Сократилось и производство мяса.

 

 

ТОП-10 производителей колбасных изделий в 2011 г.

  • ООО «Глобинский мясокомбинат»
  • ООО «Мясокомбинат «Ятрань»
  • ЧАО «Украинский бекон»
  • ЧАО «Горловский мясокомбинат»
  • ООО «Мясная Фабрика «Фаворит Плюс»
  • ООО «Дружба народов»
  • ООО «Мясная Фабрика «Фаворит»
  • ООО «ВМП»
  • ПАО «Луганский мясокомбинат»
  • ПАО «Кременчугмясо»

Структура рынка
Производство стало в основном мелкотоварным. Доля скота и птицы, выращиваемых населением, выросла с 5 до почти 70%. Украина, бывшая прежде экспортером мяса, стала закупать его за рубежом. Сведения о доле и объемах импорта противоречивы, что, вероятно, свидетельствует о большой доле неофициального импорта.
По одним оценкам, до кризиса импортное мясо занимало около четверти рынка, а сейчас его доля уверенно приближается к 10%. По другим, она и сейчас остается ощутимо высокой и составляет почти половину рынка. Основными поставщиками продукта являются Бразилия, Польша и Германия.
Качество закупаемого за рубежом мяса часто оставляет желать лучшего – это касается, в первую очередь, мяса из латинской Америки и Китая. Европейские производители, наоборот, следят за качеством своей мясопродукции, но и стоит она дороже.
По официальным оценкам, темпы сокращения импорта растут; в прошлом году в Украину официально ввезено на 37% меньше мяса, чем в 2010-м. Трудно сказать, продолжится ли тенденция сокращения импорта в будущем: «В ближайшие два-три года ничего не изменится, и мы не уйдем от импорта», – считает президент Национальной Ассоциации «Укрмясо» Владимир Попов.
Такое мнение имеет основания. Если поголовье птицы стабилизировалось в 1998-2002 гг., а с 2003 г. в птицеводстве наблюдается уверенный рост, то с животноводством все по-прежнему плохо. Та же картина – с производством сырья для мясной промышленности, хотя в середине 2000-х объем производства начал немного расти.
Пик мясоколбасного возрождения пришелся, разумеется, на предкризисный 2007-й, а с 2008 г. мясопродукты становятся гораздо более редкими гостями на наших столах. В 2010 г. выпуск свинины возобновил слабый докризисный рост, а производство колбасных изделий в начале кризиса вернулось на уровень 2003 г. и с тех пор существенно не увеличивается.

Статусная колбаса
Мясные изделия остаются малодоступным продуктом. В девяностые годы потребление животного белка неуклонно падало, однако в начале 2000-х начало понемногу расти – за счет мяса и субпродуктов птицы. То же самое сейчас происходит и в ряде развивающихся стран, в т.ч. Китае: люди стали больше есть дешевую птицу и меньше – дорогое мясо и мясопродукты. Этим мы отличаемся, к примеру, от США, где курятину едят все меньше.
По некоторым данным, в последние годы потребление животного белка среди украинских сограждан сокращалось быстрее и сейчас вдвое ниже, чем средний показатель. Трудно сказать, сколько колбасы ест среднестатистический украинец, но если верить статистике, последние несколько лет в нашей стране на 1 чел. производилось около 6 кг колбасы в год или около 17 г колбасы в день. И это при том, что, по мнению Минсоцполитики, украинец в день должен съедать 25 г колбасы.
На самом деле, эти цифры не отражают реальной ситуации. Очевидно, люди с высоким достатком могут позволить себе «колбасное счастье» хоть каждый день, включая в свой рацион и дорогие импортные колбасы, а потребителям с низкой платежеспособностью приходится восполнять потребность в физиологически необходимом животном белке за счет куриного «супового набора» и дешевых «сосисок» сомнительного состава.
Потребление колбас в разных ценовых сегментах тоже изменилось. По мнению представителя компании «Алан», объем продаж в сегментах «средний» и «средний+» остается стабильным, чего нельзя сказать о премиум-продукции. С уменьшением покупательской способности основной части населения доля дешевой продукции увеличивается за счет сокращения доли дорогой. Колбасу часто покупают к праздникам – например, пик производства традиционно наблюдается в декабре, когда люди готовятся отмечать Новый Год.
Таким образом, дорогую колбасу можно смело причислить к «статусным» продуктам, как дорогой автомобиль или вип-смартфон. А недорогую колбасу – считать показателем относительного благополучия: если есть в холодильнике палка колбасы, значит, все не так уж плохо на сегодняшний день.

Производители: не всё так плохо
В мясной отрасли за последние годы произошли многообещающие изменения. Многие предприятия технически перевооружились и вышли на европейский уровень. Такие мясокомбинаты как Павлоградский, Глобинский, «Кременчугмясо» стали современными предприятиями, которые не только наращивают выпуск продукции, но и работают над повышением ее качества. Появилось много цехов малой мощности (от 100 кг до 1 т колбасы в день). И хотя кризис затормозил рост производителей и даже сократил их количество, это было ненадолго.
«По нашим данным, цехов малой мощности уже насчитывается до тысячи. Особенно много их в западных областях – Винницкой, Хмельницкой, Львовской, Ивано-Франковской, Волынской, в Закарпатье», – говорит Владимир Попов. По его словам, в Украине сейчас работают около 90 производителей большой и средней мощности.

Мифы и реальность
Ряд СМИ искажают информацию о качестве продукции, представляя недостатки мясных изделий некоторых недобросовестных производителей как общую картину. «К сожалению, в последнее время, с ростом количества программ и передач о качестве продуктов питания участились случаи манипулирования информацией, формирующей мнение потребителей, где зачастую существует скрытая реклама, – говорит Андрей Фурсов, маркетолог компании «Алан». – Например, сравниваются позиции между собой не корректно, т.е. разная сортность, соответствие ТУ или ДСТУ и т.д.».
Тема качества мясопродуктов к настоящему времени уже хорошо «раскручена», а их производители поставлены перед фактом: в качество нашей колбасы, равно как и сыров, молока, «сгущенки» и других продуктов, люди верят все меньше, хотя особых оснований для этого нет. Ведущие  производители уделяют все большее внимание совершенствованию технологий и повышению качества. И этот тренд необходимо доводить до конечного потребителя. В прошлом году, например, впервые в нашей стране проведен Независимый аудит качества мясной продукции. Некоторые предприятия успешно его прошли, хотя у большинства, к сожалению, отношение к подобным мероприятиям продолжает оставаться настороженным.

Прогноз…
С одной стороны, отрасль восстанавливается: в 2011 г. прямые иностранные инвестиции в производство мяса и мясных продуктов практически вернулись на докризисный уровень. Возобновилась реконструкция свиноферм. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, активнее всего возобновление сейчас происходит в Хмельницкой и Винницкой обл., где обновляют более пяти таких ферм.
За два месяца 2012 г. объем выращивания КРС вырос на 6,4%, свиней – на 3,9%, а птицы – сократился на 6,4%. При этом объем выращивания скота и птицы превысил их реализацию на убой на 8,5% (в 2011 г. – на 8,4%). С другой стороны, производство мяса сокращается. За январь-февраль 2012 г. выпуск мяса всех типов сократился на 1,3% (против роста на 6,1% за аналогичный период прошлого года). Импорт также сокращается, поэтому мясного сырья становится все меньше и цены растут. Рост оптовых цен на говядину составил 19%, свинину – 8%, птицу – 22%. Все это привело к росту цен на мясопродукцию, причем колбасные изделия подорожали больше, чем мясо всех видов.
По оценкам генерального директора Украинской аграрной конфедерации Александра Ярославского, на вторую декаду марта они выросли на 5-10% и продолжат расти.

…с точностью до «десятых»
Несмотря на такие тенденции, Минагрополитики прогнозирует в 2012 г. рост производства мяса и мясопродуктов на 5,3%. Замечательная точность – не просто «на 5-6%», а на «пять целых три десятых». С точностью до десятых процента расписан и рост производства свинины, птицы, говядины.
Так же точно прогнозируются незначительное увеличение емкости внутреннего рынка, сокращение импорта и увеличение экспорта. Каким образом строятся такие прогнозы? Обычно текущие тенденции рынка экстраполируются на ближайшее будущее. Прогноз Минагрополитики был опубликован в начале февраля и, очевидно, основывался на данных за 2011 г. Но поскольку начало 2012 г. продемонстрировало несколько иную динамику рынка, можно с уверенностью сказать, что точного попадания в эти самые доли процентов не будет. Скорее всего, и в проценты – тоже.
И вообще, все зависит от ситуации в стране: вырастут у людей доходы – будут покупать больше мяса и колбас. Упадут – начнут переходить на «бюджетную» курицу. Но будем надеяться на лучшее, и будет нам колбасное счастье.

Источник: Мир продуктов

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top