
Цветочный бизнес в Украине - на этапе формирования
Цветочный бизнес в Украине активно развивается. Сегодня можно увидеть множество торговых точек, занимающихся продажей цветов. Операторы рынка отмечают, что этот рынок пока не насыщен, а конкуренции среди производителей цветов также пока не наблюдается. Это объясняется тем, что на сегодня в Украине площади, на которых выращивают цветы в теплицах, составляют лишь около 55-60 га, а чтобы можно было говорить о конкуренции тепличные площади должны увеличиться до 100 га.
«Рынок цветочной продукции – небольшой, но стабильный сегмент аграрного рынка. Сегодня в Украине он не полностью сформирован, о чем говорят постоянные изменения его структуры и участников данного рынка» - утверждают аналитики компании Pro Consulting
Начиная с 2009 года и до сегодня его можно охарактеризовать такими факторами:
-
незначительное сокращение ассортимента продукции на рынке (операторы оставили в предложении только наиболее популярные виды цветочной продукции);
-
снижение объемов продаж, что было связано с финансовым кризисом;
-
рост цен на цветочную продукцию;
-
увеличение доли рынка отечественных производителей и дешевых видов продукции;
-
увеличение доли рынка дорогой экзотической цветочной продукции.
Объем цветочного рынка – около $ 150 млн., десятая часть которого приходится на рынок Киева. При этом активными участниками рынка являются четыре крупных компании, не только импортирующих цветы, но и имеющих собственные тепличные хозяйства. Рост рынка ежегодно составляет 15-20 %.
При этом средняя рентабельность бизнеса по производству и реализации цветочной продукции составляет 35-50%, самые востребованные на рынке – разные сорта розы, поскольку первую партию цветов можно собрать уже после 3 месяцев начала работы теплицы.
Для начала бизнеса по производству цветов в теплицах нужно осваивать площадь не менее 3 га, иначе такой проект не принесет желаемую прибыль. Примерные затраты на 1 га тепличного хозяйства составляют на сегодня от $ 2 млн.
Главными минусами в этом бизнесе является дороговизна газа – основного источника тепла для теплиц, а также большая вероятность возникновения потерь продукции при хранении и транспортировке оптовым покупателям, хотя при использовании современной техники в работе потери можно сократить практически до нуля. Также желающим открыть свой бизнес по производству цветов стоит обратить внимание на необходимость получения фитосанитарных сертификатов и карантинных разрешений, если производство будет находиться в карантинной зоне.
Спрос на цветочную продукцию в Украине стабильный, но характеризуется эластичностью, поэтому успешность такого бизнеса во многом будет зависеть от платежеспособности украинских граждан.