logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Украинский рынок чая: обзор

Чай занимает достойное место в жизни каждого украинца, являясь одним из самых доступных и массовых продуктов. Однако статус наиболее популярного продукта чай получил только в советские времена. Возвращаясь к истории, стоит отметить, что в дореволюционный период в Украине и России чаще употребляли кофе: объем потребления кофе был на уровне общемировых показателей. Однако советский режим заблокировал развитие традиции употребления кофе, в результате место кофе по праву занял чай, в скором времени получивший звание национального напитка. 

В наше время украинского потребителя захлестнула волна предложений на рынке напитков, однако чай продолжает оставаться лидером, позволяя себе менять названия, вкусовые качества и даже формат потребления. Проведя анализ рынка, аналитики компании R&B Group (Research & Branding Group) предоставили основные характеристики чайного рынка Украины:

  • Давние традиции потребления. Чай остается самым недорогим и востребованным напитком, который выбирают украинцы. Порядка 84% населения пьют чай чаще одного раза в день, и в последнее время эксперты отмечают увеличение частоты чаепитий. 
  • Стабильность потребления. За год украинец в среднем потребляет 500–600 граммов чайного листа. Ежегодная емкость отечественного рынка оценивается в 22–24 тыс. тонны. Такой уровень потребления сохраняется уже на протяжении нескольких лет с некоторым понижением в кризисные годы.
  • Зависимость от импорта. Чайный рынок является полностью зависимым от импорта, а значит, от изменений курса валют. В структуре поставок чая в Украину цейлонские чаи занимают 50%, индийские и кенийские – по 15%, китайские – 10%, другие страны 10%. В последнее время растет доля поставок дешевых сортов чая из Азии и Африки. Большинство украинских компаний предпочитают закупать на аукционах готовые чайные смеси и присваивать им свою торговую марку.
  • Большое количество ТМ чая. Общее количество чайных торговых марок на украинском рынке, по различным оценкам составляет, от 100 до 130 штук, и производители продолжают выводить на рынок новые ТМ. Причем, по словам операторов рынка, в годы кризиса количество ТМ сократилось на треть. Тем не менее, обширный выбор ТМ чая приводит к отсутствию явных лидеров потребления. 
  • Низкий уровень экспорта переработанного сырья. Доля экспортированного украинского чая невысока и составляет около 1% от объема импорта чая. Основными импортерами чая из Украины являются Молдова, Россия и Беларусь. 
  • Тенденция к потреблению высококачественных сортов чая. Доля премиум-сегмента занимает примерно 35% рынка, однако потребление недорогих сортов чая лидирует по объему продаж и в весе — его доля составляет 40%. Доля элитного коллекционного чая составляет 1-2%. В период кризиса наиболее динамичный премиум-сегмент сдал свои позиции, уступив 15% сегменту чая эконом-класса. В условиях восстановления экономики ожидается позитивная динамика роста премиум-сегмента.
  • Лидерство чёрного чая. По состоянию на 2011 год 63% украинцев выбирали черный чай, 16% зеленый чай, 8% ароматизированные чаи, 7% фруктовые чаи, 4% травяные чаи, 2% специализированные чаи.
  • Выбор удобного способа потребления. В структуре потребления по формату потребления лидирует пакетированный чай - 47%, 31% занимает листовой чай в пачках, 19% листовой развесной, 3% другие виды. Интерес потребителей к пакетированному чаю мотивировал операторов рынка выводить на рынок продукт премиум-класса именно в таком формате.

Источник: R&B Group

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top