logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Украинский рынок подсолнечного масла: обзор компаний

Тенденция монополизации украинского масложирового рынка началась несколько лет назад и за последние три года заметно укрепилась, что повлекло за собой изменения в расстановке сил на рынке подсолнечного масла в сфере производства и торговли. Основные причины данного явления – экспортная ориентированность рынка подсолнечного масла, высокий мировой спрос на него, инвестиционная привлекательность отрасли и стабильная работа предприятий даже в кризисный период. 

Увеличение своего присутствия на рынке за счет укрупнения компаний дает возможность монополистам диктовать свои условия как на рынке сырья, так и на рынке готовой продукции, а, следовательно, регулировать рентабельность производства и снижать влияние конкурентов. Начало 2011/12 МГ в Украине также охарактеризовалось перераспределением доли компаний в структуре производства подсолнечного масла как за счет покупки-продажи предприятий крупными компаниями, так и путем расширения производственных мощностей.

Лидерство

В борьбе за лидерство на рынке компании не только расширяют свой производственный потенциал за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых заводов, но и совершают сделки поглощения компаний, которых считают наиболее опасными конкурентами. Ярким примером последнего было приобретение два года назад ГК «Кернел» предприятий, входящих в состав наиболее динамично развивающегося (по сравнению с другими) Холдинга «Зерноторговая компания Олсидз-Украина». В 2008/09 МГ доли указанных компаний в общем объеме производства подсолнечного масла были практически сопоставимыми – соответственно 9% и 13% (табл. 1).

Имея в своей собственности лишь три завода (Приколотнянский, Волчанский и Полтавский МЭЗы), в результате приобретения активов указанного холдинга («Кировоградолию» и «Экотранс»), ГК «Кернел» увеличила долю своего присутствия на рынке до 22%, заняв, таким образом, почти четверть в структуре производства подсолнечного масла в Украине. Введя в эксплуатацию в 2010/11 МГ ООО «Бандурский МЭЗ» и полностью реализовав в январе 2012 г. опцион на покупку 100% акций завода ООО «Украинская Черноморская Индустрия», который ранее принадлежал компании «Бунге Украина», в текущем сезоне холдинг стал безоговорочным монополистом на рынке.

Такие увеличения активов могут повысить долю ГК «Кернел», владеющей на сегодняшний день 7 маслодобывающими заводами, до 30% в структуре производства подсолнечного масла в Украине, т.е. занять третью часть рынка. В то же время, результатом указанной сделки стало снижение доли компании «Бунге Украина» в структуре производства подсолнечного масла почти вдвое – с 12% в 2010/11 МГ до 6-7% в 2011/12 МГ. В ее активе остался один завод – Днепропетровский МЭЗ, деятельность которого ориентирована на производство рафинированного дезодорированного подсолнечного масла под ТМ «Олейна».

Еще одним приобретением в текущем сезоне (табл. 2) стала покупка в январе 2012 г. компанией Glencore Industries The Netherlands B.V («Гленкор») ООО «Пересечанский МЭЗ» – предприятия, ранее принадлежащего ЧАО «Колос». Производственная мощность завода составляет 900 т переработки подсолнечника в сутки, что обеспечивает производство 400 т масла и 350 т шрота ежедневно. Ранее «Гленкору» принадлежал только ООО «Одесский МЭЗ» с примерно сопоставимой мощностью переработки. Покупка нового завода позволит компании в будущем удвоить свое присутствие на рынке подсолнечного масла.

Новые игроки

Наиболее удачным примером на сегодняшний день является холдинг «Мироновский хлебопродукт». Если говорить о более мелких предприятиях, то к ним можно отнести, например, АПК «Днепровский» (ТМ «Знатна курка»), который имеет собственные мощности по переработке сои и подсолнечника, ООО «Комплекс Агромарс» (ТМ «Гавриливські курчата»), который на базе входящего в его состав Бориспольского комбикормового завода в ближайшее время планирует ввести в эксплуатацию цех по переработке сои.

В текущем сезоне всерьез занялись переработкой подсолнечника холдинг «Овостар Юнион», который входит в тройку лидеров производителей куриных яиц Украины, а также ГК «Агролига», которая ранее занималась в основном растениеводством. Данные предприятия для выхода на масложировой рынок привлекли инвестиции в результате размещения акций на европейских фондовых рынках. Например «Агролига», производственная мощность 20 тыс.т/год переработки семян подсолнечника, что составляет 0,18% от суммарной производственной мощности маслоэкстракционных и маслопрессовых заводов Украины. ГК «Овостар Юнион» провела IPO 25% акций на Варшавской бирже, но производительность 80 т /сутки  – это 0,24% от суммарной производственной мощности маслоэкстракционных и маслопрессовых заводов Украины.

Битва экспортеров

Украина стала главным экспортером подсолнечного масла в мире, доля которой в 2010/11 МГ превысила 50% в структуре мировой торговли. В последние три года страна демонстрирует рекордные показатели по поставкам продукта на внешние рынки, расширяя при этом их географию. Так, за последние три сезона Украина увеличила свою долю в мировом производстве подсолнечного масла на 5% (на 1,16 млн т) – с 20% в 2008/09 МГ до ожидаемых 25% в 2011/12 МГ, как и долю в мировом экспорте с 46% в 2008/09 МГ до ожидаемых 51% в 2011/12 МГ – на 1,0 млн т.

В результате изменения расстановки сил в сфере производства подсолнечного масла изменился и рейтинг его экспортеров. Сегодня лидером в списке экспортеров является ГК «Кернел», которая удерживает пальму первенства в течение последних двух сезонов. Причем за два года ей удалось увеличить долю своего присутствия на экспортном рынке подсолнечного масла более чем в 4 раза – с 6% до 25%.

Переломным периодом для компании в достижении данной позиции стал 2009/10 МГ, когда она впервые возглавила рейтинг украинских экспортеров подсолнечного масла. Укрепление ее позиций произошло благодаря покупке фирмы Allseeds – на эти две компании пришлась пятая часть всего украинского экспорта масла (14% – доля «Кернел-Трейд» и 9% – «ЗТК «Олсидз Украина»). А бессменный лидер прошлых лет – транснациональная компания «Каргилл» со своей неизменной долей на уровне 15% – сместился на вторую позицию. Уже в следующем сезоне (2010/11 МГ) на ГК «Кернел» пришлось четверть общего объема экспорта масла из Украины, а «Каргилл» занял нишу в 13% (рис. 1).

Прогнозы

Учитывая планы по увеличению в Украине производства основных масличных культур (подсолнечник, соя и рапс) до 15 млн т к 2015 г., можно ожидать, что перерабатывающий потенциал будет увеличиваться. При этом сохранится тенденция укрупнения компаний и повышения технологичности предприятий для сохранения их конкурентоспособности.
Низкотехнологичные предприятия будут уходить с рынка, так как в условиях глобализации экономики и интеграции Украины в мировое торговое сообщество соотношение «цена-качество» для масложировых предприятий станет ключевым критерием для увеличения своего присутствия на внешних рынках. Именно поэтому внедрение передовых технологий, позволяющих увеличить конкурентоспособность готовой продукции, снижая себестоимость, но сохраняя и улучшая, при этом, ее качество, дает возможность укреплять занятые позиции и овладевать новыми сбытовыми нишами зарубежья, а также полностью обеспечить импортозамещение на отечественном рынке.

Источник: Мир продуктов

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top