
Состояние и перспективы рынка почтовой логистики в Украине
Согласно проведенного исследования «Анализ рынка транспорта и почтовой логистики и прогноз на 2012-2013гг» компанией AiticoLLC, в сфере транспорта и связи в 2011г. было реализовано услуг на 119 млрд. грн. или 46% от общего объема услуг.
При этом аналитики отмечают существенный рост доходов от деятельности автомобильного транспорта (+40%) и перевозок (+70%). Прирост доходов от услуг почтовой связи составил +5% по сравнению с 2010г. и их динамика практически не изменилась (+3% рост в 2010г.), в то время как от услуг курьерской деятельности +18,7% (для сравнения в 2010г. - «+» 8,1%), при этом интересным является тот факт, что рост услуг, предоставленных населению, происходил значительно более быстрыми темпами и составил +23,6% (в 2010г. в этом сегменте была обратная динамика - «минус» 17%), хотя их доля в общих доходах продолжает быть достаточно низкой. Динамика корпоративного сегмента в 2011г. составила +18,6% и его доля в общих доходах была на уровне 97,5%, уступив 1 п.п. в пользу розничного сегмента.
Также произошло перераспределение долей в услугах в пользу курьерской связи - доля почтовой связи уменьшилась с 90,5% в 2010г. до 89,5% в 2011г. Таким образом, можно сделать вывод, что потребители начинают больше отдавать предпочтение скорости и качества доставки и сервиса, меньше обращая внимание на ценовые параметры.
Табл. 1. Доходы от предоставления услуг почтовой связи и курьерской деятельности, 1 кв.2012р., Млн.грн.
Тип услуги |
1 кв. 2010г. |
1 кв. 2011г. |
1 кв. 2012г. | |||
Всего |
населению |
Всего |
населению |
Всего |
Населению | |
Почтовая связь |
678,4 |
137,6 |
729,7 |
142,7 |
784,0 |
146,1 |
Курьерская деятельность |
65,9 |
1,7 |
|
2,1 |
|
1,7 |
В 1 кв. 2012г. положительная динамика курьерской деятельности, которая наблюдалась в 2010-2011гг., приобрела еще большие обороты - рост +29,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом, больший вес сыграл корпоративный сегмент.
С влиянием интернета, наибольшего спада потерпела печатная корреспонденция (газеты и журналы) как средство получения информации, темпы уменьшения поставок данного вида отправки прогрессируют - ежегодно, начиная с 2000г., Их количество уменьшается на 7-10%. Доля письменной корреспонденции достаточно стабильна с незначительным ростом.
Табл. 2. Объемы почтовых отправлений по видам 1990-2011гг.
Общий объем рынка посылок в 2012г. составляет около 2 млн. отправлений в месяц, из них половина отправляется через ГП «Укрпочта», другая - с помощью курьерской службой. При этом, преимущество в количестве отправлений имеют те службы, которые работают с массовыми отправлениями, такими как интернет-магазины, МЛМ компаний, каталожной торговли. Это является определяющим в их деятельности. Одновременно эти отправления являются наиболее доходными для компании.
Распределение посылочных отправлений между негосударственными операторами рынка, шт.
Рынок услуг почтовой связи динамично развивается, при этом можно говорить уже о тенденциозном, а не сезонном характере данного явления. Это подтверждается статистическими данными за 2010г. и 2011г. При этом темпы роста данной отрасли есть как минимум в два раза выше, чем темпы роста ВВП в стране. Такая тенденция будет сохраняться и на следующие 2013-2014рр.
Динамика доходов почтовой логистики на 2012г. по прогнозам аналитиков будет на уровне 35%. При этом статистические данные показали устойчивый рост доходов от услуг связи именно в корпоративном сегменте, поэтому дальнейший успех будет зависеть от налаживания тесного сотрудничества с новыми клиентами и увеличения объемов за счет наращивания их оборотов, в поиске новых перспективных клиентов (как в Украине, так и за рубежом), предоставлении новых, порой эксклюзивных услуг на рынке.