logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор отельного рынка Украины

Евро-2012 не принес украинским отельерам ожидаемого результата, и часть из них тут же обвинила местный гостиничный рынок в бесперспективности. Другая часть смотрит на мир оптимистичнее, признавая, что с рынком все ок, но нужно менять подходы к работе

Уровень украинского гостиничного сервиса пока не дотягивает до европейских стандартов, а цены на услуги неоправданно завышены, — именно эти проблемы являются ключевыми в развитии отельного бизнеса в Украине. Но при этом представители отрасли признают, что если подходить к строительству и управлению гостиницами со знанием дела — то дело этот бизнес может принести отличный финансовый результат.

Гостиницы в избытке

В городах, принимавших Евро-2012, гостиничный рынок сегодня перенасыщен. Регулярный спрос не поспел за стремительным ростом количества номеров к чемпионату. Ведь, например, в Харькове номерной фонд к 2012 году вырос почти на 69%, в Киеве, Донецке и Львове — примерно на треть.

В столице сегодня насчитывается около 100 гостиниц, из них пять пятизвездочных, 25 категории четыре звезды, 23 трехзвездочных, остальные не сертифицированы. Кроме того, туристам предлагаются около 80 апартаментов, порядка 50 мини-отелей и 36 хостелов. Что же касается международных гостиниц, то в стране их сегодня работает 14 (управляются семью операторами). В ближайшем будущем к ним, по словам Деяна Джорджевича, управляющего директор гостиничного бизнеса ООО "ЭСТА ХОЛДИНГ", добавятся Hilton, Sheraton, Park Inn, а также Marriot. Но заполняться ли они?

"Емкость столичного рынка не превышает 7 тыс. номеров. Однако высчитать этот показатель очень сложно, так как в стране нет точной статистики по прибытию туристов", — констатирует начальник департамента продаж и маркетинга компании "Премьер Интернешнл" (гостиничный оператор) Татьяна Подгорецкая.

По данным КГГА, Киев за последние десять лет принимал порядка 1 млн туристов в год. Цифра, к сожалению, фактически не меняется: если в период с 2000 до 2008 годы поток в Варшаву вырос на 8,2%, в Прагу — на 7,3%, то к нам — лишь на 5,3%.

Участники рынка, включая и представителей дорогих проектов, единогласно заявляют, что на рынке образовался дисбаланс. Открытые к Евро-2012 отели высоких категорий мало востребованы, рынок (в частности, столичный) перенасыщен гостиницами категории пять звезд, а вот на объекты среднего ценового сегмента спрос велик, но удовлетворять его почти некому.

"Летом прошлого года, уже после окончания Евро-2012, турпоток увеличился — иностранцы приезжали в Украину повторно, чтобы посмотреть то, что не успели во время чемпионата. Но уже с ноября тренд вновь пошел на спад — загрузка относительно недорогих гостиниц в среднем упала на 20-30%", — рассказывает Сергей Грин, директор отеля "семь дней" (Каменец-Подольский).
Постояльцев, прежде всего, отталкивает дороговизна номеров. По словам экспертов, для Киева стоимость проживания должна стабилизироваться на уровне 400-500 грн. в сутки в отелях бизнес-класса, в других городах — не более 300 грн. Сейчас же цены в среднем на 150-200 грн. выше.

Сезонный вопрос

При этом качество сервиса в большинстве гостиниц в Украине заметно уступает европейскому, что признают сами отельеры. Первопричина стара как мир — бездарный менеджмент. В бизнес входят дилетанты, допускающие грубейшие ошибки еще на стадии запуска проектов. Непоправимые промахи при проектировании, расчете количества и категории номеров, выборе месторасположения и пр. выливаются потом в полную неспособность обеспечить качественный сервис.

"Направление отельного бизнеса в Украине еще достаточно молодое. Существует нехватка как квалифицированных специалистов, так и профильных учебных заведений. В связи с этим, позиции топ-менеджмента занимают, как правило, иностранные специалисты", — отмечает Деян Джорджевич.
Особые же проблемы операторы испытывают во время пиковых нагрузок, когда приходится почти вдвое увеличивать штат обслуживающего персонала. И хорошо, если это удается сделать из квалифицированных специалистов, но куда чаще на временные позиции приходят плохо подготовленные студенты профильных университетов. Причем, если в Крым летом охотно съезжаются соискатели со всей страны, то, например, в Трускавце зимой ощущается острая нехватка рабочих рук. И условия в такой ситуации диктует отнюдь не наниматель.

В крымском отеле Palmira Palace (одном из немногих в Крыму, где штат персонала стабилен целый год) такую политику коллег называют, мягко говоря, не очень дальновидной. "До тех пор пока в крымских отелях не будет постоянного штата хорошо обученного, квалифицированного персонала, любые разговоры о повышении конкурентоспособности курортов Крыма бессмысленны. Не говоря уже о том, что санатории нанимают сезонный медицинский персонал — кого придется, а это уже сродни преступлению против здоровья своих клиентов", — подчеркивает директор по маркетингу Palmira Palace Олег Фесенко. На возражения коллег по рынку относительно экономической нецелесообразности постоянного полного штата персонала, Фесенко парирует, что вместо того, чтобы работать только пять месяцев в году, в частности, крымские отельеры могли бы развивать спрос в другие сезоны — ведь с точки зрения лечения Крым как раз наиболее эффективен ранней весной и осенью, а вовсе не летом.

Гостиничные перспективы

Тем не менее, несмотря на все вышеописанные проблемы, украинский гостиничный рынок остается весьма привлекательным. "Объекты нижнего сегмента окупаются у нас за четыре-шесть лет. В Европе нормальным сроком возврата вложенных средств считают 12-15 лет", — уверяет Сергей Грин.
Он отмечает положительные тенденции, наметившиеся в отрасли. Одна их них — в бизнес приходят квалифицированные наемные управленцы, которые понимают, как нужно организовать работу, подобрать коллектив и, главное, продвигать услуги.

"Основной тренд последних лет — бронирование в интернете. С каждым годом доля заказов, сделанных через сеть, стремительно растет. Уже в скором будущем это приведет к противостоянию гостиничных сайтов и сайтов-посредников, так называемых ОТА (онлайн-турагенств)", — добавляет Татьяна Подгорецкая.

По мнению экспертов, бизнесменам сейчас необходимо сосредоточиться на запуске низко бюджетных проектов. А чтобы достичь хорошей рентабельности, нужно научиться экономить на цепочке поставок, избавиться от ненужных помещений и услуг, которые, как правило, не пользуются особым спросом со стороны постояльцев (например — тренажерные залы, парикмахерские и пр.).

Но вот падения цен на рынке в ближайшем будущем ожидать не стоит. В лучшем случае они стабилизируются на нынешнем уровне.

Источник: delo.ua

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top