logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Базары не отпускают провинцию

Несмотря на нехватку современных форматов ретейла в регионах, размножать там новые торговые центры девелоперы не спешат.

На ближайшие пару лет планы относительно развития «в глубинке» у девелоперов и сетевиков довольно пессимистичны. Из заявленного к строительству всего объема новых торговых центров на регионы придется менее 25% площадей. А большинство сетевых операторов по крайней мере до 2015 года планирует запускать торговые точки только в столице и городах с населением не ниже 700 тыс. человек.

Рисковать собственными деньгами в попытке освоения провинциальных рынков сбыта многие категорически не хотят. Не мотивирует их и то, что «на местах» украинцы продолжают оставаться обществом активных потребителей - в регионах около 80-85% заработка населения уходит в магазины. Для сравнения: в Европе эта доля вдвое ниже (менее 40%). С одной стороны, зарубежных сетевиков смущает успех отечественной базарной торговли, с которой fashion-ретейлеры вынуждены конкурировать в небольших населенных пунктах (с населением от 50 до 500 тыс. человек). С другой, они бы и рады попробовать свои силы в небольших, но финансово благополучных городках, однако должных торговых площадок для этого нет.

Дело в том, что даже существующие региональные ТЦ (не считая центров в городах-миллионниках) со стороны напоминают базары. Неумение подобрать качественный пул арендаторов оборачивается отпугиванием известных брендов, которые не хотят соседствовать с продукцией неизвестного происхождения. А местным компаниям зачастую приходится буквально на пальцах объяснять, как грамотно работать в цивилизованных торговых форматах. «При этом такие ретейлеры регулярно повторяют ошибки друг друга», - отмечает директор Arricano Group Алексей Струлев.

С другой стороны, нестыковка происходит на уровне брендов. По даннымруководителя отдела торговых площадей консалтинговой компании Jones Lang LaSalle в Украине Анны Чуботиной, в 2012 году на отечественный рынок пришло около тридцати новых брендов, львиная доля которых – сегмента люкс. Естественно, что такие товары не по карману украинской глубинке. В то же время бренды среднего ценового сегмента (доступный «масс-маркет») не торопятся в Украину. «Все упирается в низкую покупательскую способность – между Киевом и провинцией огромная пропасть. И, например, сегмент fast-fashion («быстрая мода», подразумевающая многократную смену коллекций) в городах 100-300 тыс. человек, не идет. Ожидать нормальных выторгов не приходится, поэтому позволить себе экспериментировать с открытием в таких населенных пунктах могут только очень крупные ретейлеры», - рассказывает совладелец компании «Маратекс» Дмирий Ермоленко.

Такая точка зрения основывается на распространенной версии о том, что развиваться fast-fashion мешают контрабандные товары – по оценкам Ассоциации предприятий легкой промышленности, в Украине нелегальный сегмент рынка одежды и обуви примерно впятеро превышает показатели официальной статистики. Руководитель ассоциации «Укркожобувьпром» Александр Бородыня уверен, что серый и черный импорт является основным тормозом для развития современных форматов розничной торговли. «Судите сами: за последний год официальный импорт обуви в Украину сократился вдвое – со 120 млн. до 70 млн. пар, при этом емкость внутреннего рынка не уменьшилась», - поясняет он. Снижение розничных продаж обуви в целом по стране подтверждает и совладелец компании «Монарх Ритейл Украина» Владислав Нечай, который планирует до конца текущего года закрыть свыше двадцати своих обувных магазинов.

Однако на самом деле у украинских регионов не все так плохо, как сетевикам кажется на первый взгляд. К примеру, как утверждает менеджер по развитию Adidas Group Богдан Гречный, порядка 85% прибыли компания зарабатывает за счет региональных магазинов. «Потенциал небольших городов в Украине серьезно недооценен», - отмечает он. Аналогичного мнения, с недавних пор, похоже, придерживаются и в Inditex. В ближайшее время эта компания откроет в Симферополе крупнейший в Украине магазин Zara.

Однако остальные ретейлеры пока опасаются идти по этому пути, а девелоперы пока только раздумывают над целесообразностью новых проектов ТЦ. В тоже время четверка крупнейших рынков страны в Черновцах, Хмельницком, Харькове и Одессе бесперебойно продолжает снабжать ширпотребом жителей близлежащих регионов. Ситуация изменится только тогда, когда в Украине повторится польский сценарий. «В этой стране количество торговых площадей значительно превысило возможности покупателей, в итоге – и ретейлеры, и владельцы ТЦ накапливают убытки», - рассказывает Дмитрий Ермоленко. В Киеве уже начинается то же самое. Каждый новый ТЦ, который открывается в последние годы, не приводит новых покупателей, а «откусывает» 5-7% от потока людей у других работающих объектов. Так что волей-неволей будущее и торговых девелоперов, и ретейлеров – это регионы.

Клуб экспертов

Директор консалтинговой компании «Украинская торговая гильдия» Виталий Бойко

Сегодня большинство ретейлеров продолжает «снимать сливки» с продаж товара в Киеве и городах-миллионниках вместо того, чтобы искать свои ниши в других населенных пунктах. Им не хочется отвлекаться на мелочевку и учиться работать по новым схемам: строить взаимоотношения с совершенно другой категорией потребителей. Целый ряд городов (Чернигов, Кировоград, Симферополь, Запорожье, Львов) все еще остаются ненасыщенными качественными торговыми площадями и международными сетевыми арендаторами (ретейлерами). По показателю насыщенности городов торговыми центрами (площадь ТЦ на 1000 жителей) лидируют Черновцы, Днепропетровск и Киев. В то же время в разрезе розничного товарооборота к количеству торговых площадей лучше всего дела обстоят у Николаева и Херсона. Пройдет еще буквально два-три года, и девелоперы будут просто вынуждены открывать торговые точки в регионах, так как столичный рынок к этому времени окажется переполнен.

 

Источник: Комментарии

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top