logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор рынка тепличных культур Украины 2013

Рынок тепличных культур Украины последнее время активно развивается, не только количественно, но и качественно. Ежегодно в Украине вводятся в эксплуатацию новые площади теплиц, увеличивается доля тепличных культур в общем объеме производства овощей, операторы рынка усовершенствуют технологии выращивания культур, что позволяет существенно увеличивать урожайность культур и рентабельность бизнеса. Но проблемой рынка остается возрастающая себестоимость выращивания овощей закрытого грунта.   

 

Тепличные овощи быстро входят в рацион питания украинцев, и связано это, прежде всего, с улучшением качества жизни и ростом уровня доходов, высоким качеством продукции, а также ее доступностью на рынке.

На протяжении последних лет производство овощей в защищенном грунте постоянно увеличивается, достигнув в 2011-м –398 тыс. т, в том числе, томатов –178,5 тыс. т. При этом в период с 2008 по 2011 гг. доля производства тепличных культур в общем объеме выросла с 3,7% до 4%.

Одним из положительных факторов выращивания тепличных культур является их урожайность, которая в разы превосходит урожайность культур открытого грунта. Так, средняя урожайность тепличных культур в Украине (учитывая как с/х предприятия, так и хозяйства населения) составляет 125,63 тонн с 1 га по итогам 2011 г. При этом урожайность тепличных культур с/х предприятий находится на более высоком уровне, составляя в среднем по Украине 275,89 тонн с га.

Несмотря на возрастающую себестоимость выращивания тепличных культур в Украине в силу роста цен на газ (для некоторых тепличных комбинатов она составляет около $590), данная отрасль остается привлекательной не только для существующих операторов рынка, но и для новичков. Размер площадей для выращивания культур закрытого грунта в Украине последние 5 лет ежегодно растет, за исключением 2010 г., составив по состоянию на 2012 г. 3,27 тыс. га. 

Наибольшее количество тепличных хозяйств в Украине располагается вокруг крупных городов. При этом в основном они находятся в собственности хозяйств населения, а на долю сельскохозяйственных предприятий приходится всего 16,4% всех площадей теплиц (а именно 0,52 тыс. га).

Диаграмма 1

Динамика площадей теплиц на территории Украины в 2008-2012 годы, тыс. га

 

Источник: по данным Госкомстата Украины

* ожидаемые показатели

Тепличные комплексы в Украине, в основном, специализируются на выращивании овощей (79%), цветы выращиваются всего в 19% теплиц, а на долю теплиц, занимающихся выращиванием фруктов и грибов, приходится всего 2%. 

Большая часть тепличной овощной продукции реализуется на внутреннем рынке Украины, а подавляющая часть тепличных комбинатов работает через оптовых поставщиков. Непосредственно в торговые сети только единичные хозяйства поставляют свою продукцию, и имеют прямые договора на реализацию продукции в рознице из-за больших объемов производства и стабильных поставок.

Крупные агрофирмы нередко развивают собственную дистрибьюторскую сеть, приобретая автомобили, в том числе, рефрижераторы, для доставки овощей, зелени или цветов заказчикам в других регионах страны, и даже в приграничную область стран СНГ. Автопарки есть у «Уманского тепличного комбината» и «Пуща-Водицы».

Таким образом, в основном тепличные овощные культуры реализуются на рынке, через собственные магазины, ларьки, палатки (19%), на оптовых рынках (27%), через сети супермаркетов (20%), а также через другие коммерческие структуры (30%). При этом 4% овощей идут на экспорт.

Одним из сдерживающих факторов развития рынка, наряду с высокой себестоимостью, является высокий уровень первоначальных инвестиций. К наиболее современным и инновационным видам теплиц относятся стеклянные их варианты, работающие по современным голландским технологиям (контроль по поддержанию климата, полив, а также другие операции регулируются при помощи компьютера). Такие технологии могут позволить себе только крупные игроки рынка. Стоит отметить, что требуемые инвестиции, при условии использования передовых технологий выращивания варьируются в пределах от 1,5 до 4 млн. долларов на гектар, при среднем сроке окупаемости 3-6 лет.

Стеклянные теплицы в Украине занимают долю всего в 2,8%. А наиболее распространенным типом тепличных комплексов являются весенние (пленочные) теплицы (55,6%) и тоннели (41,7%).

В структуре выращивания тепличных культур в Украине, преобладает томаты и огурцы, причем доля огурцов на рынке наибольшая.

Диаграмма 2

Сегментация рынка тепличных культур в разрезе товарных групп в Украине, 2012 год, %

Источник: оценка Pro-Consulting по данным Госкомстата

На долю помидоров приходится около 45%, доля же огурцов выше и в 2012 году составляет более 49%. Стоит отметить, что на долю других культур приходится всего 5,8%. Такое распределение долей объясняется тем, что при выращивании огурцов и помидоров риски производителей ниже, чем в сравнении с выращиванием клубники или салатов.

И, тем не менее, в последние годы, тепличные хозяйства все больше интересуются выращиванием клубники и салата, нежели помидоров и огурцов. Так, сегмент выращивания тепличной клубники в Украине практически не развит. Можно сказать, что рынок далек от насыщения. Поэтому в ближайшие годы ожидается активное развитие рынка тепличной клубники. В основном, оно будет осуществляться за счет увеличения площадей под данной культурой. Ожидается, что среднегодовой прирост будет находиться в пределах 14-16%. Сегмент выращивания тепличного салата также весьма перспективен для Украины и его развитие диктуется увеличением потребления. В ближайшие годы ожидаемый рост рынка салатов в Украине будет находиться в пределах 8-11% в год, что позволит тепличной культуре нарастить долю в общем объеме рынка салата с 7,29% до 8,58%.

 

Данный анализ рынка позволяет проследить основные тенденции развития рынка тепличных культур (в частности томатов, клубники и салата), определить целевую аудиторию (круг потребителей, на которых ориентирован продукт), включает прогнозирование развития рынка. Кроме того, исследование рынка детально раскрывает вопрос инвестиционной привлекательности отрасли и выбора наиболее перспективной культуры для выращивания в тепличных комплексах.

Аналитическое исследование от Pro-Consulting поможет Вам не только грамотно спланировать свой бизнес, но и избежать ошибок в дальнейшем и принять наиболее эффективные решения.

Ознакомиться с полным описанием и структурой исследования Вы можете, пройдя по следующей ссылке: http://marketing.rbc.ua/publication/14.02.2013/5543

 

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top