
Тенденция потребление мяса и мясопродуктов в Украине
Украинцы начали есть больше мяса, чем колбасных изделий, считают аналитики ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». По их данным, в первом полугодии 2013 Украина увеличила производство мяса в убойном весе на 9,3% до 1,13 млн. т. Однако производство колбас осталось на прежнем уровне. Означает, ли это то, что что украинцы потребляют все больше необработанного мяса?
По данным УКАБ, в 1991 году потребление мяса на душу населения в Украине составляло 74 кг, 28% из которых – непосредственно мясо, а 72% – колбасные изделия. Вместе со снижением платежеспособности населения сокращалось и потребление мясных изделий – в 2001 году оно составило 33,6 кг, а соотношение колбасных изделий и мяса распределилось как 50% на 50%. В прошлом году потребление мяса составило 54,4 кг на душу населения, 30% из которых было использовано в виде колбасных изделий, а 70% – непосредственно как мясо.
По прогнозам FAO, к 2020 году в структуре потребления мяса украинцами 80% составит потребление мяса натурального.
«Пытаясь удовлетворить спрос потребителей, все больше мясокомбинатов начинают вводить в свой ассортимент производство охлажденного и замороженного мяса для розничной торговли. Сети супермаркетов предлагают все больше различных видов мяса на любой вкус, а также обеспечивают температурные и гигиенические условия его хранения, заменяя тем самым традиционные базары. С ростом благосостояния населения колбасы все чаще будут заменяться мясными деликатесами и мясом», – прогнозирует эксперт аграрных рынков Алина Жарко.
По данным аналитиков, официальные данные пока не отображают прогнозов УКАБ и потребление колбасных изделий имеет хоть небольшую, но позитивную тенденцию. Так, по данным консалтинговой компании в первом полугодии 2013 года производство колбас в Украине составило 134,8 тыс. тонн продукции, тогда как в аналогичный период прошлого года данный показатель был на уровне 131,9 тыс. тонн. А темп прироста емкости рынка составил за полгода 2,1%. В то же время емкость рынка по итогам 2012 года в сравнении с 2011 годом упала на 0,3% в натуральном выражении.
Импорт колбас также демонстрировал отрицательную динамику. «Согласно данным официальной статистики, за первые пять месяцев 2013 года в Украине отмечается ситуация с сокращением поставок импортной колбасы в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Фактически сокращение произошло в два раза», – отмечают аналитики.
Стейком единым
О росте продовольственного интереса косвенно свидетельствует и растущая культура потребления стейков на ресторанном рынке. В сети ресторанов «Козырная карта» более 10 ресторанов, которые предлагают в меню стейки. Среди них «Ани», «Казбек», «Веранда на Днепре», «Кувшин», «Черный поросенок», «Нон-стоп»). Но мясным можно по праву назвать еще один ресторан «Козырной карты» – Tarantino Italian&Grill, открывшийся этом году в Киеве. Проект реализован создателями проектов Tarantino Grill&Wine Bar на Подоле и Tarantino в Москве. Со временем в Киеве планируется открыть еще около 10 заведений Tarantino Italian&Grill.
«В случае с ресторанами «Авто-гриль «Мисливець» мы просто не могли пройти мимо этого блюда, так как наше основное направление – это еда на огне. Причем на открытом огне. И отсутствие стейков было бы очень остро воспринято нашей аудиторией, которая любит вкусное мясо, приготовленное на огне. Соответственно, мы предполагаем, что все рестораны, не имеющие в своем арсенале такого блюда, как стейк, рано или поздно будут вынуждены ввести его. Если не по причине большого спроса от гостей, то по банальной причине большой конкурентной среды», – рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы cети ресторанов «Авто-гриль «Мисливець» Александр Зубрицкий.
В отеле «Radisson Blu Resort Буковель» ресторан B-Zone специализируется на гриль-меню. За восемь месяцев работы отеля стейки лидируют как самый популярный заказ в этих ресторанах и выступают как bestseller. «Мы заметили что иностранцы, которые останавливаются в нас в отеле, зачастую заказывают стейки прожарки medium rare. В последнее время украинские гости также следуют этой тенденции», – делится су-шеф отеля «Radisson Blu Resort Буковель» Владимир Крицун. По его словам, украинцы зачастую уже знают, какой именно вид мяса они хотят заказать, какой степени прожарки, с каким гарниром и вином его сочетать. Что свидетельствует о растущей культуре потребления стейков.
Проект инвесторов сети ресторанов «Мировая карта» Бени Голани и Майкла Дона L’entrecote относится к новому развивающемуся сегменту рынка под названием Smart Food – когда гостю предлагают высокий уровень обслуживания, приятную цену и качественное блюдо, не имеющее аналогов на рынке. «Формат ресторана L’entrecote для Украины является редким не только из-за уникальности меню, а еще и потому, что предлагает качественный набор блюд по разумной цене – этот сегмент рынка в Украине еще малоразвит», – говорит управляющий директор сети ресторанов L’entrecote Марина Ляшко.