logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор рынка мороженого

 К 2018 году мировой объем продаж мороженого достигнет 74 млрд долларов США (по данным консалтинговой компании Lucintel). Традиционно первенство по объему потребления мороженого приходится на США и Нидерланды: в 2013 г. объем потребления мороженого в Нидерландах достиг 28,4 л в год на душу населения, а в США – 20,8 л (по данным компании Uniliver). В последние годы аналитики отмечают также рост потребления мороженого в странах Юго-Восточной Азии. 

   Рынок мороженого в Украине поступательно растет: увеличиваются как темпы потребления, так и темпы производства мороженого. В 2012 г. производство мороженого в стране возросло на 7,6% и составило 109 тыс. тонн. За первый квартал 2013 г. было продано на 8,4% продукции больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Украина практически на 99% обеспечивает себя мороженым собственного производства. Часть продукции экспортируется. Причем объемы экспорта динамично растут: за 6 лет – с 2006 г. по 2012 г. – экспорт мороженого в натуральном выражении вырос на 58,7%, а в денежном выражении увеличился в 2,5 раза. Преимущественно мороженое украинского производства поставляется в Молдову, Россию, Израиль, Грузию, Литву. 

   В Украине сильны традиции потребления мороженого. Согласно результатам национального исследования, проведенного компанией Research & Branding Group в июле 2013 г. , потребителями мороженого являются 73,9% населения (потребляли мороженое за последний месяц). По данным исследования, в сезон две трети потребителей покупают мороженое с частотой от 1 до 3 раз в неделю. Число тех, кто покупает мороженое каждый день, составляет 11,3%, столько же людей едят мороженое 1 раз в 2 недели. 

   В основном в Украине пользуется спросом порционное мороженое в вафельном или бумажном стаканчике. Однако за последние годы отмечается устойчивый рост доли сегмента мороженого в «семейной» упаковке – от 0,5 до 2 кг. (В целом по СНГ отмечается распространение культуры потребления мороженого в зимний период в домашнем кругу). 

   В Украине любят пробовать новинки, но основная масса населения (80%) отдает предпочтение традиционному пломбиру, молочному и сливочному мороженому, как в натуральном виде, так и с различными вкусовыми добавками (шоколадное, фруктовое, карамельное). 

   Тенденция здорового питания определяет несколько направлений современных потребительских трендов: украинский покупатель стал больше внимания уделять вопросу натуральности мороженого и подходит со всей тщательностью к анализу списка ингредиентов. В большей степени стало пользоваться популярностью мороженое, в котором отсутствуют синтетические добавки, красители и ненатуральные ароматизаторы. По оценкам операторов рынка, для потребителя сегодня крайне важны простота рецептуры мороженого, комфорт и удобство в потреблении.               Лидерство на рынке по объему производства удерживают: Житомирский маслозавод (ТМ «Рудь»), ООО «Ласунка» (ТМ «Ласунка»), ЧАО «Геркулес» (ТМ «Геркулес»), компания «Ласка» (ТМ «Ласка»), компания «Элит» (ТМ «Ажур»), Львовский хладокомбинат (ТМ «ЛІМО»). Причем, по оценкам компании «Житомирский маслозавод», в 2012 г. компании удалось занять четверть украинского рынка мороженого. 

   Согласно результатам исследования компании Research & Branding Group, население достаточно хорошо осведомлено об основных компаниях-производителях мороженого: с опорой на подсказку свыше трети потребителей хорошо знают 7 ТМ мороженого: ТМ «Ласунка» (60,1%), ТМ «Три медведя» (51%), ТМ Геркулес (48,3%), ТМ «Рудь» (45,2%), ТМ «Ажур» (44,3%), ТМ «Буржуй» (38,0%), ТМ «Ласка» (35,8%). При этом свои предпочтения свыше 70% потребителей мороженого отдают следующим торговым маркам – «Ласунка», «Рудь», «Геркулес», «Три медведя», «Ласка», «ЛІМО» и «Ажур». (см.: Диаграмма 1). 

        

   Среди основных проблем, характерных для рынка мороженого следует выделить проблемы экономического характера, связанные с низкой платежеспособностью населения, высокой стоимостью сырьевых компонентов, падением уровня рентабельности производителей и демпинговой политикой ряда производителей. По оценкам президента Ассоциации украинских производителей мороженого и замороженных продуктов, если в 2009 г. средняя норма прибыльности составляла примерно 30%, то сейчас этот показатель упал до 10%. 

   Определенные риски для производителей несет политика государства, направленная на защиту потребителей от фальсифицированной продукции. Так, законопроект № 2172, которым предусматривается ограничение минимального содержания молочного жира в продукции на уровне 50%, был подвергнут серьезной критике. По словам представителей Союза молочных предприятий Украины, принятие закона повлечет за собой увеличение стоимости молочной продукции на 30% и поставит вне закона практически все мороженое, производимое в стране.        Несмотря на то, что многие производители проводят политику, направленную на снижение себестоимости продукции, конечный потребитель не имеет возможности оценить снижение и/или стабильность цены на мороженое. Связано это с тем, что постоянно увеличивается розничная наценка на мороженое. По оценкам операторов рынка, если ранее маржа продавцов составляла 20-30%, то на сегодняшний день торговые сети увеличили свою долю до 50-100%. 

  В ближайшие годы эксперты не ожидают существенных изменений на рынке: по-прежнему основную долю рынка будут удерживать отечественные производители, однако ожидается некоторое увеличение доли рынка мороженого импортного производства. Быстрых темпов роста рынка не ожидается: по прогнозам операторов рынка, он вряд ли будет расти быстрее, чем на 10% в год при самой благоприятной ситуации. При этом прогнозируется рост цен на мороженое на уровне 15-25%, связанный с повышением стоимости сырья и роста цен на энергоносители. 

   В деятельности производителей ожидаются следующие изменения: 

w выведение на рынок новых ТМ мороженого/ребрендинг известных марок; 

w усиление конкурентной борьбы, рост рекламных бюджетов; 

w ориентация на различную целевую аудиторию, предложение мороженого для лиц, страдающих сахарным диабетом, мороженого с биологически активными добавками — про- и пребиотиками, которые имеют диетические и лечебно-профилактические свойства; 

w рост доли мороженого премиального сегмента (содержащего натуральные компоненты); 

w популяризация сортов мороженого, изготовленных согласно ДСТУ; 

w появление на рынке «шокирующих» видов мороженого (так, например, американский производитель мороженого Jeni’s Splendid Ice Creams выпустил десерт, который поможет перебороть вирус гриппа и т.п.); 

w рост популярности ко-брендинга, сотрудничество производителей мороженого с компаниями-компаньонами (например, производителями кондитерской промышленности, кофе). Компании будут создавать совместные ultrapremium продукты. 

 

Источник: R&B Group

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top