
Обзор рынка минеральной воды Украины в 2013 году
Основные тенденции на рынке минеральной воды.
Несмотря на то, то потребление безалкогольных напитков падает, сегмент минеральных вод продолжает расти. На рынке минеральных вод наблюдается тенденция к снижению потребления сильногазированных вод и рост потребления слабо- и негазированных вод. В
Чаще всего воду покупают в жаркий сезон (май-сентябрь). Среднестатистический украинец в год потребляет около
Прогнозы: рынок минеральных вод перспективен и будет расти. Будет наблюдаться дальнейший рост потребления негазированной воды.
Производство, экспорт, импорт минеральной воды.
На украинском рынке наблюдается неоднозначная тенденция производства: так в
•«Кока-Кола Бевериджиз Украина» (бренд «BonAqua»),
• «Оболонь» (минеральная и питьевая вода торговых марок «Оболонська», «Прозора»);
• «Росинка» (ТМ «Софія Київська»),
• «Эрлан» (ТМ «Знаменовская»)
• Свалявский завод минеральных вод (минеральная вода торговых марок ТМ «Поляна Квасова», «Свалява», « Лужанская», «Поляна джерельна»).
Уже за первое полугодие
Экспорт минеральных вод незначителен и в 4 раза меньше импорта. За последние три года наблюдается тенденция снижения объемов экспорта. 80% всей экспортированной продукции поставляет на зарубежные рынки компания IDS Group. Основными импортерами украинских минеральных вод являются Россия, страны СНГ и страны Прибалтики.
Импорт с каждым годом растет: в
Структура украинского рынка минеральных вод.
На рынке безалкогольных напитков достаточно много участников с множеством торговых марок и брендов. Однако у украинцев уже сложились традиционные предпочтения и поэтому мелкие или новые бренды уходят с рынка, вытесняясь более крупными брендами. Так почти 50% всего рынка газированной воды и почти 70% рынка негазированной воды принадлежат 10 крупным производителям. Оставшиеся доли принадлежат небольшим местным торговым маркам и производителям. Вход новых операторов на рынок достаточно трудный, поскольку украинский рынок минеральных вод достаточно консолидирован и действующие операторы крепко удерживают свои позиции, расширяя свое производство.
Основные крупные игроки на рынке минеральных вод в Украине:
• IDS Group Ukraine (компании принадлежат такие торговые марки, как «Моршинская», «Миргородская», «Аляска», «Трускавецкая», а также минеральная вода «Боржоми», импортируемая
•«Кока-Кола Бевериджиз Украина» (бренд «BonAqua»),
• «Оболонь» (минеральная и питьевая вода торговых марок «Оболонська», «Прозора»);
• «Росинка» (ТМ «Софія Київська»),
• «Эрлан» (ТМ «Знаменовская»)
• Свалявский завод минеральных вод (минеральная вода торговых марок ТМ «Поляна Квасова», «Свалява», « Лужанская», «Поляна джерельна»).
Несмотря на то, что крупные компании являются зарубежными, а не украинскими, их портфель брендов состоит в основном из отечественных торговых марок. Это связано с тем, что украинцы более лояльны к украинским торговым марками и с тем, что минеральная вода украинских брендов дешевле, чем международных.
Торговые марки по популярности среди украинцев:
§ Моршинская;
§ Миргородская;
§ БонАква;
§ Знаменовская;
§ Оболонская;
§ Трускавецкая;
§ ПолянаКвасова;
§ Прозора;
§ София Киевская.
IDS Group Ukraine является одним из лидеров на украинском рынке минеральных вод. В структуре рынка компания контролирует около 28% выпуска и реализации данной продукции. IDS Group Ukraine является частью международной компании «IDS Borjomi International». Холдинг IDS Group объединяет 4 завода по производству минеральной воды: Моршинский завод минвод, Миргородский завод минеральных вод, Трускавецкий завод и ПАО «Нова» в г. Голая Пристань.
Холдинг выпускает минеральную и питьевую воду под торговыми марками Моршинская, Миргородская, Сорочинская, АкваЛайф, Старый Миргород, Трускавецкая и импортирует минеральную воду признанного во всем мире бренда Боржоми.
Моршинская. Минеральная столовая вода добывается из Моршинского источника и сразу же разливается в бутылки. Вода проходит только через механические фильтры и не теряет свой природный химический состав и физическую структуру. На Моршинском заводе минвод используются новейшие технологии, что позволяет продукции занимать лидирующие позиции на рынке.
На рынке Моршинская представлена следующей линейкой:
• Моршинская премиум сегмента выпускается в стеклянных бутылках объемом 0,33 и
• Моршинская спортик – бутылка объемом
• Моршинская негазированная вода разливается в ПЭТ-бутылки 0,33, 0,5, 0,75 и
• Моршинская слабогазированная вода в такой же упаковке, что и негазированная.
• Моршинская сильногазированная выпускается в бутылке объемом
• Моршинская питьевая вода в большой упаковке объемом
Миргородская. Миргородская минеральная вода производится на Миргородском заводе минеральных вод. Завод оснащен современным оборудованием, что позволяет ему быть одним из передовых в отечественной отрасли производства минвод. Миргородская вода имеет приятный солоноватый вкус и умеренный уровень минерализации. Разливается в ПЭТ-бутылки различного объема: от 0,33 до
Линейка наименований
• Миргородская;
• Миргородская Лагідна;
• Старый Миргород.
Боржоми. Широко известный в мире бренд Borjomi импортируется в Украину с Грузии. Вода обладает уникальным комплексом минералов вулканического происхождения. Именно поэтому она благотворно воздействует и прекрасно очищает организм человека, повышает иммунитет и нормализирует pH-баланс. Кроме того, минеральную воду Borjomi употребляют при профилактике и лечении заболеваний пищевой системы, при нарушении обмена веществ, для похудения.
Borjomi в
Минеральная вода Боржоми легко узнается благодаря уникальной фирменной этикетке и стеклянной бутылке голубовато-зеленоватого цвета.
«Кока-Кола Бевериджиз Украина» является одним из лидеров рынка безалкогольных напитков. Компания выпускает воду под торговой маркой BonAqua. BonAqua – одна из любимых и часто покупаемых питьевых вод в Украине, добывается из артезианских скважин и проходит только механическую фильтрацию, благодаря чему сохраняет свой естественный состав минералов. На рынке представлена линейкой: газированная, негазированная и среднегазированная воды. BonAqua разливается в стеклянные бутылки
Знаменовская минеральная вода от компании «Эрлан» искусственно обогащается CO2 и содержит уникальный природный комплекс. Люди покупают данную воду по назначению врача для профилактики или лечения различных заболеваний. Не рекомендуется к постоянному употреблению: не более 30 дней с перерывов 3-6 месяцев.
Украинская корпорация «Оболонь» выпускает минеральную воду торговых марок Оболонская, Прозора, Охтырская, Подгорная и Аквабаланс. «Оболонь» разливает воду в ПЭТ-бутылки объемом 1 и 2л.
Оболонская имеет следующую линейку наименований: Оболонская, Оболонская-2 (с более высоким уровнем минерализации), Оболонская плюс лимон и Оболонская негазированная. В линейке наименований воды Прозора представлена сильногазированная и негазированная вода.
Выводы и перспективы.
§ Потребление минеральных вод ежегодно растет, что делает данный рынок привлекательным для инвесторов.
§ На рынке достаточно высокий уровень конкуренции, очень много операторов рынка, но основная доля производства минеральных вод принадлежит 10 крупным компаниям.
§ Крупные компании в своем портфеле имеют как национальные торговые марки, так и международные бренды.
§ Для того, чтобы привлечь потенциальных потребителей, компании часто проводят рекламные акции, пиар, меняют форму бутылки и дизайн этикетки.
Источник: KOLORO