
Рынок водки Украины в 2014 году: обзор
Украина продолжает сокращать производство водки. В прошлом году производители разлили 28 млн дал этого алкогольного напитка — легальный рынок фактически сократился на пятую часть. Падает производство и в первой половине 2014 года, правда не так существенно — на 8%.
Акцизы и цены растут
Среди главных причин, которые вызывают негативные тренды в украинском водочном рынке, операторы называют снижение потребительской способности потребителей и рост акцизов.
В марте текущего года Верховная Рада приняла закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине", который существенно повышал акцизы на алкогольные напитки. В частности, указанным законом акциз на винную и водочную продукцию увеличился на 25% — с 56,42 грн за литр 100% спирта до 70,53 грн/л 100% спирта.
Изначально планировалось, что акцизы повысятся с 1 сентября. Однако в дальнейшем решение было пересмотрено, и более высокие акцизы вступили в силу уже с 1 июля.
Параллельно с ростом акцизов производители водки столкнулись и с удорожанием сырья. С 1 мая госмонополист "Укрспирт" повысил стоимость спирта. В результате переговоров между производителями и госкомпанией было принято решение повышать стоимость сырья поэтапно — в течение трех месяцев по 7 грн.
Рост акцизов и удорожание себестоимости производства не смогли не оказать влияние на конечную цену продукции. Согласно оценкам Юлии Самойловой, директора "Украинской алкогольной компании "Олимп", после 1 июля стоимость пол-литровой бутылки водки у производителя вырастет как минимум на 7 грн. А на полке покупатель увидит подорожание минимум на 9 грн. "Если средняя цена бутылки водки до повышения акцизов составляла 35 грн, то после водка будет стоить порядка 44-45 грн", — комментирует Самойлова.
Повышение реальных розничных цен подтолкнуло правительство в средине июня пересмотреть и минимальные розничные цены (МРЦ). На первом этапе, после обнародования постановления Кабмина, минимальная цена на водку выросла до 34,9 грн за
Крупные производители водки позитивно оценили рост минимальной цены. "В связи с ростом акцизного сбора, подорожанием комплектующих и экономических реалий рынка новые МРЦ были нужны производителям "как воздух". Реализация постановления приведет к уменьшению теневого оборота алкогольных напитков и наполнению государственного бюджета", — комментирует генеральный директор компании "Алкогольные Традиции" (входит в холдинг "Баядера") Роман Вашколуп.
К слову, производители алкогольных напитков отмечают позитивные изменения в борьбе государства с нелегальной продукцией, доля которой в прошлом году оценивалась вплоть до 40% всего рынка. По словам первого заместителя главы Государственной фискальной службы Украины (ранее Миндоходов) Владимира Хоменко, к концу мая доля нелегального рынка алкоголя снизилась до 10%.
Государство также усиливает ответственность за реализацию "левого алкоголя". В частности, Государственная фискальная служба предлагает за хранение или транспортировку нелегальных алкогольных и табачных изделий по решению суда штрафовать или отправлять на общественные работы. Кроме того, за незаконное изготовление подакцизных товаров и создание подпольных цехов или незаконный ввоз сырья наказывать не штрафами, а лишением свободы на срок от трех до семи лет. По данным службы, на сегодняшний день все предложения находятся на рассмотрении в Минфине.
Пить стали меньше
Очевидно, что рост акцизов и удорожание водки не могли не оказать влияния на потребительские предпочтения украинцев. Стали ли граждане пить меньше? Стали, отвечают производители.
"Пить стали не реже, но меньше. Наша продукция продается в разных емкостях. Доля емкости
Правда нужно учесть, что украинцы при этом остаются в тройке стран с самым высоким потреблением водки на человека. Согласно подсчетам The Economist, среднестатистический украинцев выпивает в год 7,7 литра водки. Больше нас пьют только белорусы (11,3 литра на человека) и россияне (
В этом году, как и в прошлом, для отечественного водочного рынка был характерный рост спроса на продукцию самого низкого ценового сегмента. Премиальные торговые марки практически никто не продвигает.
"Компании отказались от развития премиального и субпремиального сегментов. Стоимость вывода такой ТМ равна стоимости вывода продукта среднего ценового сегмента, но отдача от премиального сегмента существенно ниже в силу невысокой покупательской способности потребителей. Премиальный сегмент хорошо себя чувствует на растущем рынке. Сейчас не то время", — констатирует Самойлова. Те потребители, которые ранее выбирали украинскую премиальную водку, сейчас переходят на импортный алкоголь.
Несмотря на весь негатив, общая ситуация на водочном рынке выглядит более "оживленной", чем в 2008-2011 годах. Компании оптимизируют свои портфели, продвигают новые торговые марки, что можно считать позитивным сигналом.
При этом конкуренция на водочном рынке усиливается, ведь никто с ключевых игроков не намерен сдавать позиций — в развитие производственных площадок инвестировано слишком много.
К крупнейшим производителям водки в Украине относят "Национальную водочную компанию" (холдинг "Баядера"), холдинг Global Spirits и "Крымскую водочную компанию".
По данным agrochart.com, в 2013 году две производственные площадки "Национальной водочной компании" в Черкасской области произвели порядка 7,16 млн дал.
Global Spirits в прошлом году приобрел новую производственную площадку — Полтавский ЛВЗ, где стартовал розлив водки под торговой маркой "Первак". На двух своих площадках в Полтаве и Запорожье холдинг в прошлом году произвел более 5 млн дал водки. Кроме того, компания разливает ТМ "Мороша" на мощностях ликеро-водочного завода "Гетьман" во Львове. В 2013 году ЛВЗ "Гетьман" разлил 2,5 млн дал водки. В Global Spirits утверждают, что практически вся разлитая во Львове продукция производится по их заказу.
Третье место по объемам производства в прошлом году занимала "Крымская водочная компания", которая разливала водку в Симферополе — порядка 3,8 млн дал. Политические события и оккупация Крыма вынудили компанию сменить производственную площадку. Компания вынуждена была зарегистрировать в Украине новое юрлицо — "Истерн Беверидж Трейдинг" и с мая начать разлив водки на мощностях харьковского ликеро-водочного завода PRIME, который входит в состав УАК "Олимп". В июне слабоалкогольная продукция компании (ТМ Longermixer) начала производится на винницком заводе Nemiroff.
Компания Чистый доход 2013, млн. грн. Чистая прибыль 2013, млн. грн. Украинская дистибуционная компания 3 311 65 Укрспит 2 034 26 Крмымская водочная компания 1 505 17 Национальная водочная компания 1 125 17 Напитки плюс 932 226
Источник: delo.ua.