logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор рынка гостиничной недвижимости Украины в 2014 году

Еще год назад мировые эксперты прогнозировали рост туристического бизнеса в Украине, а соответственно должен был расти и гостиничный бизнес. Так, по данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО, UNWTO) и статистической информации Мирового банка (World Bank) Украина входит в первую 20 стран-лидеров мира по объемам привлечения туристов. Ежегодно нашу страну посещает более 20 млн. гостей из других стран. Согласно данных Государственной статистической службы, в 2013 году Украину посетили 24,7 млн. человек, что на 1,7 млн. человек больше, чем в 2012 году или на 7,2% в относительном выражении. Наиболее привлекательными городами Украины туристы находили Львов, Одессу, Киев.

Ситуацию усугубил кризис

Ситуация усугубилась в конце 2013 года, когда в Киеве начала накаляться политическая обстановка и посещение города стало опасным для туристов. Немного позже тенденция распространилась и на всю Украину. В итоге туристический и гостиничный бизнес в нашей стране не только перестал развиваться, но и начал работать в убыток. Ситуация отобразилась и на авиаперевозчиках.

"В 1 полугодии 2014 года наблюдалась тенденция к уменьшению объемов авиаперевозок: спад туристической и деловой активности привели к отмене заявленных ранее слотов, снижению загруженности рейсов. По предварительным прогнозам Госавиаслужбы, в 2014 году ожидается снижение пассажиропотока в целом по Украине на 30%", ­– констатирует старший аналитик департамента стратегического консалтинга компании UTG.

Эксперты отмечают, что уменьшилось количество не только иностранных туристов, но и сами украинцы стали меньше путешествовать внутри страны. Все эти факторы оказываю значительное влияние на гостиничный бизнес.

Киевские отельеры считают убытки

Продолжает наблюдаться рост доли номерного фонда гостиниц высокого сегмента (4* и 5*) до 30%. Это происходит в условиях сокращения платежеспособного спроса и введения большинством компаний политики по сокращению затрат. Как результат – дисбаланс спроса и предложения.

"Можно прогнозировать качественные изменения рынка при сохранении количества номеров гостиничного фонда – усовершенствование и реконструкция существующих гостиниц, введенных в эксплуатацию во времена СССР, переход устаревших и несетевых гостиниц под управление национальных и международных сетевых операторов", ­– рассуждает руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG.

На фоне роста конкуренции между гостиницами и падения количества посещающих город туристов, наблюдается недостаточная заполняемость номеров на уровне исторического минимума, что приводит к необходимости коррекции стоимости проживания в виде акций лояльности, подарков, скидок, прямого снижения цен. Также часто отельерам приходится полностью, временно (на ремонт, реконструкцию) или частично (отдельного или нескольких этажей) закрытию управляемых объектов для сокращения расходов и минимизации уровня затрат.

В результате совокупного негативного влияния внешних факторов и падения коэффициента заполняемости, доходность в пересчете на номер в киевских гостиницах продолжает демонстрировать снижение. Учитывая задекларированные к вводу в эксплуатацию в ближайшие годы гостиницы, при существующих экономических и политических проблемах в Украине, ситуация может усугубиться и негативные тенденции к ухудшению показателей продолжатся.

Ценовая политика

Среднее значение стоимости номера по классам 3-5* в динамике демонстрирует устойчивую цикличную тенденцию: после 2 лет спада наступает подъем. В 1 полугодии 2014 года относительно декабря 2013 года средневзвешенное увеличение стоимости по рынку составило +6,0%.

На изменение показателя повлиял рост цен размещения в 5-звездочном (+39,5%) и 4-звездочном (+7,5%) сегментах, снижение в 3-звездочных гостиницах (-6,6%). Размещение в гостиницах Киева сопровождается разнообразными акциями (третья ночь в подарок, бесплатные ранний заезд / поздний выезд / трансфер / завтрак); существенными скидками для корпоративных клиентов и новых постояльцев, специальными "летними" предложениями (прямое снижение цены, дисконты); подарками и поощрениями для гостей.

Постепенное укрепление в Киеве позиций международных операторов также значительно влияет на ценовую политику, ведь каждый желает заманить к себе посетителей, а одним из наиболее влиятельных факторов являются цены. В городе представлены гостиницы под управлением: Hyatt, Carlson Rezidor Hotel Group, InterContinental Hotels Group, Wyndham Hotel Group, Accor hotels, Fairmont Raffles Hotels, Hilton Hotels & Resorts.

Заполняемость номеров

Первое полугодие 2014 года на рынке гостиничной недвижимости Киева отличилось антирекордом. Сворачивание бизнеса и уход с рынка некоторых иностранных компаний, сокращение рабочих мест и падение реальных доходов украинцев, отказ от путешествий и командировок внутри страны и в столицу, способствовали достижению заполняемости действующих гостиниц на уровне исторического минимума. В итоге рынок стал менее доходным, а в некоторых случаях даже убыточным для инвесторов, затягивая или перенося сроки открытия новых объектов.

К тому же, киевский гостиничный рынок становится весьма конкурентным: к и без того избыточному существующему номерному фонду на 2014-2016 годы заявлены к открытию не менее 8 гостиниц категории 3-5 звезд, что увеличит предложение на 1 807 номеров (или 14,9%).

По итогам 1 полугодия коэффициент заполняемости гостиниц 3-5* столицы сократился до 34,9% и оказался на уровне исторического минимума, что приводит к необходимости коррекции стоимости проживания.

В результате совокупного негативного влияния внешних факторов и падения коэффициента заполняемости, доходность в пересчете на номер в киевских гостиницах продолжает демонстрировать снижение. Учитывая задекларированные к вводу в эксплуатацию в ближайшие годы гостиницы, при существующих экономических и политических проблемах в Украине, ситуация может усугубиться и негативные тенденции к ухудшению показателей продолжатся.

Перспективы

Перспективы развития гостиничного бизнеса в Украине тесно переплетаются с туристическим бизнесом. Положительный прогноз вероятен при условии повышения потоков иностранного группового и индивидуального туризма. Эксперты говорят, что Украина имеет высокие оценки и положительные отзывы международных рейтинговых агентств: Globe Spots, National Geographic, Trip Advisor, The Lonely Planet, которые после проведения "Евро-2012" подняли туристические прогнозы страны с "аутсайдер" до "это необходимо увидеть", изменили восприятие Украины до уровня востребованных туристических направлений.

Привлечь туристов поможет восстановление исторической ценности многих городов, а также реконструкция оздоровительных комплексов. Еще одним важным моментом считают проведение различных международных мероприятий, которые лишний раз заявляют об Украине в мире.

Правда пока основным фактором привлечения туристов в Украину является стабилизация ситуации на востоке. Все-таки это значимый фактор, который уже привлек негативное внимание к нашей стране. Поэтому туристы начнут активно посещать Украину только, когда будут уверенны в своей безопасности находясь в стране.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top