
Состояние рынка почтовых и курьерских услуг в 1кв. 2015 г.
В сфере почтовой и курьерской деятельности в 1 кв. 2015г. было реализовано услуг на 1 млрд. грн., что на 8,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, на фоне общего роста отрасли, доходы собственно от почтовых услуг существенно упали – на 6,2%, в основном за счёт корпоративных клиентов (на 42 млн.грн). В то же время отмечается существенный рост доходов от почтовых услуг, оказанных населению: 37 млн.грн. или +25,3% в 1кв. 2015г. (по сравнению с 1 кв. 2014г.). При этом их доля в общей структуре доходов увеличилась с 18,1% в 1кв. 2014г. (на конец 2014р. - 18,5%) до 22,8% в 1кв. 2015г. Показательным есть то, что в 1 кв. 2014г. темпы незначительного падения доходов от почтовых услуг были характерны и практически одинаковые как для юридических, так и для физических лиц. Однако в 2015г. курьерская связь побила все рекорды – доходы выросли в 2 раза – с 81 млн.грн. до 158,3 млн.грн. (частично это может быть следствием поднятия цен на бензин, но не больше 30% в среднем по отрасли), то есть определённо существенный рост обеспечило увеличение объёма отправлений по типу “до двери” или “до рук”. В то же время, услуг курьерской доставки для населения было оказано в 24 раза больше в 1 квартале 2015 года, чем в предыдущем, и почти в 6 раз больше, чем за весь 2014 год. Доля услуг для населення в общей структуре курьерских услуг составила 35,8% (или 56,6 млн.грн.) в 1 кв. 2015г., тогда как на конец 2014 года еле достигала 3%.
Динамика корпоративного сегмента в сфере курьерской доставки в 1 кв. 2015г. составила +29,2% и его доля в общих доходах сократилась до 64% (в сравнении с 97% на конец 2014г.), уступивши 1/3 часть в пользу розничного сегмента.
Также произошло перераспределение долей в услугах в пользу курьерской связи – доля почтовой связи сократилась впервые с 90% (конец 2014р.) до 83,7% в 2015г. Таким образом, курьерская связь в 1 кв. 2015г. завоевала 16,3% рынка почтово-курьерских услуг, в основном за счёт розничных потребителей, которые отдают предпочтение скорости и качеству доставки, и сервису.
Табл. Доходы от оказания услуг почтовой связи и курьерской деятельности, 1 кв.2015г., млн.грн. *
Тип услуги |
1 кв. 2015г. |
1 кв. 2014г. |
2014г. | |||
Вceго |
населению |
Вceго |
населению |
Вceго |
населению | |
Почтовая связь |
812,9 -6,2% |
|
817,2 |
148,0 |
3215,8 |
596,0 |
Курьерская деятельность |
|
|
81 |
2,3 |
307,4 |
9,7 |
Всего |
|
|
898,2 |
150,3 |
3523,2 |
605,7 |
С ростом пользователей интернета, всё большую популярность приобретает электронная комерция (e-commerce) и услуги, связанные с доставкой товаров с интернет-магазинов и аукционов, при этом доля международной составляющей довольно высокая. Так в общих доходах почтовых услуг для физических лиц (а это 185,1 млн.грн., не считая курьерских), доход от международных услуг составил 76,5 млн. грн., то есть 41,3%, тогда как в целом доля доходов от международных услуг в структуре почтовых услуг не превышает 29%. С чего можна сделать вывод, что начиная с 2011 года, приоритетным сегментом в борьбе за доходы и долю рынка среди курьерских служб являются розничные клиенты как конечные пользователи, и интернет-магазины и аукционы, как генераторы товарных потоков к этой категории потребителей.