logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок фруктов и ягод Украины: обзор

Выращивание ягод становится наиболее привлекательным видом сельхозпроизводства в Украине.

«Еще 3-5 лет назад индустрии ягодного рынка нашей стране вообще не существовало. За последние пять лет объем этого сегмента рос в среднем на 7-12% в год. Сейчас его емкость оценивается в 200 тыс. тонн производства различных ягод, или около $300 млн в год», — сообщил гендиректор консалтингового агентства «Украгроконсалт» Сергей Феофилов.

Такие впечатляющие темпы роста, по его словам, обусловлены дефицитом: спрос на все виды ягод превышает их реальное предложение. А значит и цены на них — достаточно высоки

Причем из-за высоких цен позволить себе такие витамины могут далеко не все, то есть потенциальный объем спроса еще больше. Сейчас же потребление ягод в Украине втрое меньше, чем в Европе «Нормы потребления фруктов в разных странах составляют от 80 до 180 кг в год на одного человека. На ягоды приходится примерно 20% от этого количества», — уточнила директор ООО «Брусвяна» Лилиана Дмитриева.

Пока активно покупают ягоды в основном там, где у населения больше денег. Раньше существенную долю занимал Крым и восточные регионы, но, по понятным причинам, там сейчас не до ягод, так что главным рынком сбыта остается столичный регион.

Хорошие перспективы также у экспорта. По словам экспертов, пока его доля в общем объеме производства незначительна (около 5-7%), но есть большой потенциал к росту. Ягоду можно выгодно продавать там, где она не растет или ее недостаточно «С этой точки зрения очень перспективным выглядит рынок Ближнего Востока и стран Азии», — уверена Лилиана Дмитриева.

Кроме того, по словам Сергея Феофилова, есть интерес со стороны покупателей в ЕС, причем как к ягодам, так и к экологически чистым продуктам в целом. «Поэтому мы прогнозируем, что рынок будет быстро переходить от примитивных видов деятельности (в основном ягоды предлагают с приусадебных участков или мелкие частные хозяйства в сезон, а крупных игроков единицы) к хорошо организованному бизнесу», – считает эксперт.

Эксперты отмечают, что за последние два года уже появились примеры создания крупных хозяйств в сотни гектаров ягодных насаждений. «Деньги вкладывают из тех отраслей, которые сейчас переживают не лучшие времена, например, из строительной сферы», — говорит Лилиана Дмитриева

Достаточно высок и потенциал развития экспортного рынка замороженных ягод. По словам Дмитриевой, Украина уже вышла с поставками замороженных ягод на третье место в мире. Но для дальнейшего наращивания экспортных поставок нужны большие инвестиции, как в технологии выращивания, так и в предэкспортную подготовку (фасовка и упаковка товара, его сертификация).

Поэтому, как отмечают в «Украгроконсалт», дальнейшее успешное развитие рынка нуждается в консолидации его участников. Например, на основе крупных кооперативов не помешало бы создать своего рода ягодные биржи, которые помогут оперативно отслеживать цены, привлекать покупателей и обеспечивать справедливые условия продажи для производителей. «Такие биржи, или скорее товарные центры, должны быть организованы на специальных складах, по примеру оптовых рынков, таких, как «Столичный» в Киеве. И их должно быть много», — говорит Сергей Феофилов.

Успешные прецеденты в мировой практике есть. Например, в свое время резкий рост производства голубики в Голландии и обострившаяся из-за него конкуренция привели к тому, что сети стали диктовать цену, невыгодную производителям.

«Тогда 16 производителей объединились, создав ягодную биржу Sun Berry. Они купили оборудование для сортировки и расфасовки ягоды (стартовая цена которого 500 тыс. евро), построили холодильники. Если цена на ягоду падает, они прекращают продажи и держат товар в холодильниках (голубика — до семи дней без потери качества) или пускают ее на переработку, поддерживая цену на стабильном уровне», — пояснила Лилиана Дмитриева.

Кстати, голубика — наиболее перспективная культура выращивания в Украине. Во-первых, ее цена не опускается ниже $3/кг, а не в сезон достигает $10/кг. Во-вторых, чтобы насытить внутренний рынок нужно высадить около 6-8 тыс. га этой культуры, а сейчас есть 700-1000 га, то есть в восемь раз меньше. И в-третьих, наши климатические условия благоприятны для выращивания этой ягоды, а есть страны, где она не растет, потому хороши экспортные перспективы. Причем как свежей, так и замороженной ягоды. «Так что на ближайшие 10 лет это самая интересная культура», — заверила  Дмитриева.

Кроме того, успешным будет новый для рынка продукт, например, лимонник китайский, актинидия (рябина сортовая), а также облепиха и клюква.

Источник: All Retail

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top