logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок кондитерских изделий Украины:обзор 2015 года

Последние два года были крайне тяжелыми для украинских кондитеров. Несчастья так и сыпались на их голову, не щадя ни сахаристую, ни шоколадную, ни мучную группы. По итогам 2014 года производство кондитерских изделий сократилось на 21,8%, до 710,8 тыс. тонн; экспорт в целом — на 30,1%, до 284,8 тыс. тонн; импорт — на 24,1%, до 69,2 тыс. тонн. "Мы балансируем по рентабельности на грани: ноль — плюс-минус, но отрасль падает вниз", — оценивает ситуацию на рынке президент профильной ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк.

 

Жизнь без российского рынка…

 

Самым большим ударом стало закрытие российского рынка, куда ежегодно поступало 45% украинского экспорта. По итогам 2014 года экспорт в этом направлении упал на 67%, до $159,7 млн. В натуральном выражении падение было еще более резким — в 2,8 раза, до 61,8 тыс. тонн. Напомним, что Россия ввела запрет на поставки украинской продукции в сентябре 2014 года.

 

Ответных мер со стороны Украины не последовало, и российскую кондитерку до сих пор можно встретить в отечественных супермаркетах. Однако импорт сладостей из РФ сократился — в основном из-за их более высокой стоимости по сравнению с отечественной продукцией, а также вследствие бойкота украинцами российских товаров. Всего за 2014 год общий импорт кондитерских изделий уменьшился на 32%, до 14,6 тыс. тонн. Самое большое падение наблюдается в категории шоколадных изделий — в четыре раза, до 8,8 тыс. тонн. Международные компании, такие как Nestle, Mars, Ferrero и др., под давлением санкций отказались от импорта части своих брендов в Россию.

 

Тем не менее продукция украинских компаний присутствует в потребительских корзинах россиян: два крупнейших украинских игрока имеют мощности в РФ, которые были приобретены ими еще до политико-экономического кризиса в отношениях Украины и России. Правда, нормально работает лишь фабрика "Конти". Липецкая кондитерская фабрика Roshen Петра Порошенко неоднократно останавливалась, идут судебные разбирательства с налоговыми органами. Имущество фабрики на сумму в 1,5 млрд рублей по решению суда находится под арестом.

 

…и другие неприятности

 

Проблемы у украинских кондитеров возникли не только с Россией, но и с другой страной-соседкой — Беларусью. В мае 2014 года Совет министров Республики Беларусь принял постановление о лицензировании кондитерских изделий, ввозимых из-за пределов территории Таможенного союза. Этим документом Беларусь ввела для себя право административно устанавливать минимальные цены на продукцию украинских производителей. Единоразовую лицензию на импорт выдавало белорусское министерство торговли при согласовании с концерном пищевой промышленности "Белгоспищепром". Заявление о выдаче лицензии должно было сопровождаться договором об условиях поставок, в котором устанавливались минимальные цены на товар. Фактически до августа 2014 года конфликт был урегулирован, но только после вмешательства украинского правительства, которое пригрозило ввести ответные меры. В частности, речь шла о введении специальных импортных пошлин на белорусскую кондитерскую, молочную продукцию, электрические лампы, минеральные удобрения, а также холодильное оборудование в размере 55,29% и о 60,05%-ной пошлине на белорусское пиво, резиновые шины и ряд комплектующих для холодильного оборудования.

Казалось бы, вопрос поставок должен был быть исчерпан, но белорусы заинтересованы в наращивании собственного производства и продаж. И уже третий год подряд придумывают способы, как ограничить доступ на свой рынок украинских товаров. В 2015 году с 27 августа была введена обязательная санитарно-гигиеническая экспертиза импортной продукции. По состоянию на конец сентября текущего года "Укркондпром" оценил убытки отрасли в 40 млн грн из-за ограничения возможностей доступа украинских товаров в Беларусь. Ассоциация подала в Минэкономразвития Украины заявление на проведение расследования с целью установления дискриминационных и недружественных действий со стороны Беларуси относительно украинских производителей.

 

Болезненно отразилась на кондитерском рынке и потеря части мощностей на востоке страны. В зоне АТО остались две фабрики компании "АВК" (в Донецке и Луганске), две фабрики "Конти" (в Донецке и Горловке). Компании были вынуждены мобилизовать все силы для того, чтобы не "улететь в тартарары" и не потерять своего потребителя. По словам Александра Балдынюка, в предыдущие годы в зоне проведения АТО выпускалось до 180 тыс. тонн кондитерской продукции ежегодно. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2014 году производство в Донецкой и Луганской областях упало в три раза.

Несладкий 2015 год

 

В 2015 году, по данным ассоциации "Укркондпром", падение производства, а также экспорта и импорта продолжилось. Так, за семь месяцев 2015-го выпуск кондитерской продукции сократился на 18% — до 335,5 тыс. тонн — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается отдельных видов продукции, то рост показали только сахаристые изделия (на 5%, до 108,3 тыс. тонн), куда входит карамель, мармелад, зефир, пастила и др. Выпуск шоколадных изделий уменьшился на 30% (89,3 тыс. тонн). Мучная группа за семь месяцев 2015-го сократилась почти на 24% (до 138,0 тыс. тонн).

 

Снижение производства во многом объясняется падением покупательной способности населения на фоне роста цен. Из-за резкой девальвации гривни в первой половине 2015 года импортная кондитерка для большинства украинцев оказалась недоступной. Отечественные производители также вынуждены были поднять цены. Особо резкое повышение произошло в шоколадной группе. Если в конце 2013 года плитку шоколада (100 г) можно было купить в среднем за 10-14 грн, то сейчас цены колеблются от 25 до 35 грн/шт. Естественно, потребитель выбирает другие, более дешевые категории товаров, переходя на зефир, мармелад, карамельные изделия.

 

Способствовал росту цен и введенный в начале 2015 года дополнительный импортный сбор в размере 10% на товарные группы 1-24 по УКТВЭД. В список попали какао-бобы, какао-масло и какао-порошок, необходимые для производства шоколада. Александр Балдынюк тогда прогнозировал сокращение экспорта кондитерской продукции на 6-9%. "В кондитерке 40–60% себестоимости составляет импортное сырье. Какао-бобы не растут в Украине, тропические орехи тоже. Итак, пошлины приведут к подорожанию нашей продукции ориентировочно на 5%", — говорил он.

 

Прогнозы эксперта сбылись. По информации Госстата, за шесть месяцев 2015 года экспорт шоколадных изделий сократился на 41%, до 27,3 тыс. тонн; в денежном выражении падение составило 56%, до $61,7 млн. Экспорт сахаристых кондизделий за указанный период в натуральном выражении хоть и продемонстрировал рост на 8%, до 35,4 тыс. тонн, но в денежном выражении показатель отрицательный — падение составило 21%, до $48,1 млн.

 

Импорт сокращался еще стремительнее: ввоз шоколадных изделий уменьшился на 56%, до 7,4 тыс. тонн, сахаристой продукции — на 64%, до 3 тыс. тонн. Импорт из России за первое полугодие 2015-го сократился в 3,3 раза, до 7,1 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

 

"На рынке ситуация с импортом изменилась. Доля РФ уменьшилась, на смену пришла продукция из других стран, в частности польская. В первом полугодии импорт из Польши вырос с 7,6% до 11,2%. Также увеличивались доли других стран", — рассказывает гендиректор консалтинговой компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его данным, за первое полугодие доля РФ в общем объеме импорта составила 47,9% против 60,7% за аналогичный период 2014 года. В первые шесть месяцев текущего года Польша, Германия и Нидерланды потеснили Турцию со второго места на пятое.

 

Сладости идут на Запад

 

В сложившихся условиях отечественные производители старались находить новые рынки, дабы заменить российский, и больше работать на внутреннего потребителя, изучая его потребности ввиду новых экономических вызовов. Для этого внедряли новые виды упаковки, расширяли ассортиментную линейку. Например, только за январь-июнь 2014 года корпорация "Бисквит-Шоколад" ввела 18 новых ассортиментных позиций, а ее продажи на внутреннем рынке выросли на 30%.

 

Продолжается осваивание внешних рынков, в первую очередь Казахстана, Азербайджана, Грузии. Украинские кондитеры активно осваивают рынки арабских стран. К примеру, по итогам прошлого года поставки продукции в Ирак выросли втрое. В связи с либерализацией торговли Украины с ЕС предприятия отрасли в 2014 году увеличили свои поставки в Латвию, Польшу, Германию и Эстонию. Хотя существенно нарастить экспорт в ЕС отечественным компаниям не удалось из-за ряда объективных причин. Этот рынок высококонкурентный, к тому же вкусовые предпочтения европейцев отличаются от украинских.

 

Успешным среди мелких кондпроизводителей можно назвать опыт компании "Ярыч". В начале 2014 года компания договорилась о сотрудничестве с Carrefour Polska и в октябре стала поставлять для этой торговой сети печенье под ТМ Petit Beurre. В целом "Ярыч" занимается только производством затяжного печенья и крекеров под ТМ Yarych, а также тортов под ТМ Rozalini. Корпорации "Бисквит-Шоколад" в первом полугодии 2015 года удалось увеличить экспорт продукции в ЕС на 90%. В будущем украинские компании будут стремиться расширять сотрудничество с Европой, наращивая экспорт. Пока договоренности об ассоциации с ЕС в сфере торговли ощутимых результатов не принесли, более перспективными остаются страны Ближнего Востока и СНГ.

 

Источник: delo.ua

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top