logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок плодоовощной консервации Украины: итоги 2015 года

Рынок плодоовощной консервации с середины минувшего года пережил сразу несколько серьезных потрясений. Девальвация гривни и российское эмбарго привели к диспропорции в торговых балансах практически всех видов переработанной продукции. Из-за постоянных скачков курса и проблем с экспортом участники рынка не имели возможности эффективно планировать свою деятельность.

 

Полный провал

 

Результаты работы производителей консервации в этом году удручают. Так, по информации Госстата, производство консервированных овощей в январе-июле 2015-го сократилось на 39,5% — до 23,7 тыс. тонн. "Меньше всего упали продажи зеленого горошка и сладкой кукурузы. По остальным группам консервов реализация обвалилась", — утверждает коммерческий директор предприятия "С-Росток" Александр Марченко. Сократилось и производство соков — на 29,1%, до 131 тыс. тонн. Соковых смесей за семь месяцев этого года было произведено на 21,2% меньше, 119 тыс. тонн.

 

Как отмечает генеральный директор компании Pro-Consulting Александр Соколов, бурный расцвет овощного "консервного бизнеса" в прошлом напрямую был связан с ростом покупательной способности населения и активным экспортом данной продукции на рынок России.

 

До осени прошлого года производство консервированных овощей в Украине стабильно увеличивалось. Именно эти запасы играют теперь с производителями злую шутку.

 

Закрытие прибыльного экспортного рынка совпало со стремительным снижением доходов украинцев и подорожанием всех продтоваров. Отечественные потребители начали сокращать свои расходы. "Не являясь продуктом первой необходимости, плодоовощная консервация сразу пошла "под нож". С прошлого лета многие украинские хозяйки самостоятельно, по "бабушкиным рецептам" занялись заготовками на зиму", — говорит Александр Соколов.

 

И хотя огурцы, томаты, грибы, горошек, кукуруза и фасоль все еще пользуются популярностью на внутреннем рынке, промышленные овощные консервы предстоящей зимой многим будут не по карману.

 

Наиболее серьезно от вынужденной экономии пострадали импортеры — по всем сегментам консервированной продукции объемы импорта сократились в разы. "Сравнивая с сезоном 2012/2013 (последним наиболее стабильным сезоном в отношении курса валют), импорт продуктов переработки фруктов и овощей упал в два раза — до 86,6 тыс. тонн. Из-за стремительной девальвации гривни импортная консервация стала неконкурентоспособной в сравнении с местной продукцией", — говорит руководитель проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" Татьяна Гетьман.

 

Самое существенное падение импорта отмечается в сегменте "заморозки", ведь, во-первых, данная продукция не является товаром первой необходимости, во-вторых, местная "заморозка" дешевле импортной. Поставки замороженных овощей и фруктов сократились в 4,5 раза — до 2,8 тыс. тонн. При этом если в сезоне 2012/2013 доля стран ЕС в поставках составляла 82%, то в сезоне-2014/2015 — не более половины.

 

"Баночная" география

 

В отношении экспорта тоже похвастаться нечем. Поставки за рубеж продуктов переработки фруктов и овощей упали в 1,5 раза (в 2014 году по сравнению с 2013-м). В частности, если консервации, джемов и варенья в сезоне 2012/2013 было экспортировано 113 тыс. тонн, то в сезоне 2014/2015 — лишь 56 тыс. тонн.

 

После введения в июле прошлого года эмбарго на ввоз этой продукции на рынок РФ многие консервные заводы столкнулись с проблемой ее сбыта. По сути, производители пережили последний год благодаря реализации основной части своей продукции бюджетным организациям. "Продажи консервов через розничные сети и оптовые компании остаются невысокими", — констатирует гендиректор Украинской ассоциации поставщиков Алексей Дорошенко.

 

Предприятиям предстояло быстро сориентироваться, как жить по новым правилам. По некоторым группам консервированной продукции украинским экспортерам удалось переориентироваться на рынок ЕС достаточно быстро. В прошлом году были полностью выбраны квоты на обработанные томаты, виноградный и яблочный соки и концентрат. В 2015 году квоты по этим позициям были выбраны досрочно. Хорошо заработали на яблочном концентрате "Аграна Джус Украина", "Динтер Украина Скала" и T.B. Fruit "Яблуневий дар". В начале лета Марокко увеличило размер квот для обработанных томатов (томатной пасты, сока, соусов и т.п.), что позволило получить дополнительный доход в валюте компании "Агрофьюжен".

 

 

Дальнейшая переориентация на европейский рынок ожидается по джемам и фруктовым начинкам: украинские производители наращивают поставки в Венгрию и страны Прибалтики.

 

По мнению эксперта аграрных рынков УКАБ Евгения Дворника, усиленно искать новые рынки сбыта экспортеров заставляет прежняя зависимость от России. "Еще в 2012 году 88% консервации из Украины поставлялось на рынок РФ. Сейчас в Россию продукция не поступает. При этом доля Европы с 5% (в 2012 году) выросла до 19% в январе-июле 2014-го и уже до 40% — в январе-июле 2015 года.

 

Заметный интерес к продукции отечественных консервных заводов проявили в последнее время Беларусь и Казахстан — рост составил 36% и 43% соответственно. Возросший интерес данных стран во многом связан с последующим реэкспортом продукции на рынок РФ, только уже под их собственным именем.

 

Тенденция по диверсификации рынков сбыта, безусловно, является позитивной. Однако забыть о российском рынке крупные отечественные консервщики не готовы. По информации зампредседателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрия Леонова, украинская ГК "Верес" и ТД "Нежин" после запрета на ввоз начали размещать заказы на контрактное производство маринованных овощей на российских заводах. Однако попытка начать свое производство в России у "Вереса" (занимавшего ранее третье место по продаже плодоовощной консервации на рынке РФ) успехом не увенчались. В этом году компания запустила производство на Горынском агрокомбинате в Беларуси. Перед возвращением на российский рынок "Вересу" пришлось поменять этикетки: в качестве страны-производителя продуктов значится не запрещенная Украина, а разрешенная Беларусь. Заказчиком выступает московское ООО "Интер КВ", которое и пытается вернуть компании потерянные позиции на полках российских магазинов.

 

Производственный коллапс

 

Компании всерьез занимаются диверсификацией рисков и уходят от сезонности в производстве. "В 2015 году из-за общего удорожания производственных ресурсов производители приняли решение сократить площади под овощами, и в первую очередь это коснулось сезонных овощей — основных видов сырья для переработки", — отмечает Татьяна Гетьман.

 

Сокращение предложения овощей для переработки взвинтило цены на сырье, что пагубно сказалось на себестоимости готовой продукции. По информации "АПК-Информ: овощи и фрукты", в разгар заготовительного сезона отпускные цены у фермеров на огурцы были в 1,5 раза выше, чем год назад. В целом удорожание ключевых составляющих себестоимости консервов на 30-65% (сырья, тары, энергоресурсов, логистики и др.) заставит заводы уже к концу текущего года поднять цены на готовую продукцию не менее чем на треть. На данный момент большинство предприятий ограничились повышением отпускных цен на уровне 15-20%.

 

Яблочный концентрат — единственный сегмент переработки, где отмечается рост производства. Производственные мощности по концентрату по сравнению с прошлым годом увеличатся в 2015 году на 30%. К слову, на фоне общего ажиотажа в переработке яблок и цены на сырье стали в разы выше. Если год назад заводы покупали яблоки по 0,7-1,05 грн/кг, то теперь средняя цена на промышленное яблоко.

 

Источник: delo.ua

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top