logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Туристический рынок Украины: обзор

В 2014 году туристический рынок Украины просел на 20%. По данным Государственной службы статистики, число клиентов туристических компаний (тут и далее — юридических лиц и физлиц-предпринимателей) в этот период сократилось до 2,4 млн. В 2013 году услугами профессионалов сферы туризма воспользовалось более 3 млн украинцев/

 

Участники рынка реализовали в 2014-м путевок на 10,7 млрд грн. Примечательно, что хотя за год количество приобретенных украинцами путевок упало на 50% (с 1,35 млн в 2013 году до 884 тыс. в 2014-м), их стоимость выросла на 15% (с 9,33 млрд грн в 2013 году). Виной тому, как несложно догадаться, девальвация гривни, ведь львиную долю расходов участники туристического рынка несут в иностранной валюте.

 

Существеннее всего в 2014 году просел сектор внутреннего организованного туризма: количество купивших в туркомпаниях путевки для отдыха в Украине упало за год на 45% — с 537 тыс. до 322 тыс. человек. Однако тренд made in Ukraine по-прежнему в моде — число украинцев, отдохнувших в 2014-м на курортах страны, выросло на 30-45%. Просто все больше наших соотечественников, выбирая отдых на родине, "сами себе туроператоры" и занимаются его организацией самостоятельно, не прибегая к услугам профильных компаний. Лидером по популярности является Львов, затем следуют Закарпатье и Одесса, которая летом занимает первое место.

 

При этом туроператоры не теряют надежды откусить кусок от постоянно растущего рынка внутреннего туризма, который хоть и является низкомаржинальным, зато меньше зависит от колебаний валюты. Так, весной 2015 года одни из крупнейших туроператоров на рынке выездного туризма компании TUI Ukraine и Coral Travel заявили, что включают в сферу своей деятельности продажи туров по Украине.

 

 

Потеря клиентов компаниями, предоставляющими услуги организованного отдыха за границей, была не столь ощутимой: число обслуженных ими клиентов сократилось на 16% — до 2,08 млн — по итогам 2014 года. Абсолютными лидерами туристических предпочтений наших соотечественников являются Египет и Турция. По данным Госстата, в 2014 году в этих странах отдохнуло 47,9 тыс. (падение по сравнению с 2013-м на 11%) и 41,9 тыс. (-40%) украинских туристов соответственно. Также популярностью пользуются Болгария, принявшая 15,7 тыс. украинских туристов (-17%), Греция (8,67 тыс., -50%), ОАЭ (5,83 тыс., -57%) и Черногория (4,89 тыс., -22%).

 

"Меньше всего туристов потеряли отели Египта, так как они смогли предложить нашему рынку конкурентные цены на проживание", — объясняет коммерческий директор компании Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов.

 

Больнее всего кризис в 2014 году ударил по тем компаниям, которые занимались обслуживанием иностранных туристов в Украине: число их клиентов упало в 8 раз (с 137 тыс. до 17 тыс.).

 

В прошлом году ситуация в отрасли не улучшилась. По оценкам участников рынка, число клиентов туркомпаний сократилось еще на 20-30%. "Пропал средний класс, туристический рынок раскололся на два полюса: путевки покупают либо VIP-клиенты, либо те, кто ищет самый дешевый вариант отдыха", — говорит представитель одной из турфирм. Чтобы сократить расходы на отдых, туристы отказываются от прежнего уровня сервиса, выбирают менее "звездные" отели и сокращают количество дней отдыха. В результате средняя цена 7-дневного тура в Турцию и Египет составляла в прошлом году $450-650, в Болгарию — от $300.

Кто на рынке живет

 

Согласно данным Госстата, по состоянию на конец 2014 года в Украине работало 2198 туркомпаний (в 2013-м — 2586). Кроме того, туристической деятельностью занималось 1596 физлиц-предпринимателей (2347 в 2013 году). Из них туроператоров — 667, турагентств — 1473. Официально в сфере туризма трудоустроено 9834 человека, за год их число сократилось на 12%. Половина работающих на рынке туркомпаний зарегистрирована в Киеве — 1054, также среди лидеров Львов, Харьков, Одесса и Днепропетровск. В остальных областных центрах работает меньше 100 туркомпаний в каждом.

 

И туроператоры, и турагенты осуществляют свою деятельность на основании лицензии. При этом именно туроператор является конечным звеном в работе с клиентом, он взаимодействует со всей инфраструктурой (отельные сети, авиакомпании, экскурсионные бюро, страховые агентства). Турагентства — юридические и физические лица — по сути осуществляют посредническую деятельность по продаже "продукта" туроператоров, получая за это комиссионное вознаграждение (в среднем 10%).

 

Большинство начинает свою работу на рынке туристических услуг именно с открытия турагентства, ведь для этого нужен достаточно небольшой стартовый капитал в размере от $20 тыс. Еще меньше средств понадобится, если предприниматель решит работать на условиях франшизы одного из крупных туроператоров, которые активно развивают сети франчайзинговых агентств. Для того чтобы стать участником программы, требуются инвестиции в размере $10-20 тыс. (из них около $5 тыс. — первоначальный взнос). Предлагают франчайзинг компании Tez Tour, Join Up, "Галопом по Европам" и др. Гораздо большую сумму придется потратить на старт туроператорского бизнеса — в среднем около $20 млн. При этом рентабельность бизнеса составляет не больше 5%.

 

Все основные игроки туристического рынка работают на нем более 15 лет. Ниша заполнена и, по оценкам экспертов, появление в Украине новых крупных туроператоров возможно разве что в случае выхода на рынок страны международных холдингов, ранее не имевших здесь представительств. В топ-3 крупнейших туроператоров Украины входят Anex Tour (35% рынка, обслужил в 2015 году 347 тыс. туристов), Join Up (20% рынка и 250 тыс. клиентов) и TPG (15% и 175 тыс. туристов). Что касается туристических агентств, то лидерами среди них является сеть "Поехали с нами" (203 офисов в 60 городах), "Сеть агентств горящих путевок" (140 офисов в 56 города) и "Сеть магазинов горящих путевок" (82 офисов в 40 городах).

 

Отметим, что в отличие от России, где за предыдущие пару лет обанкротилось почти 50 туристических операторов, с рынка Украины ушло только две крупные туркомпании (хотя и не без скандала) — оператор News Travel и сеть агентств "Горячие туры".

 

Доходы туристических компаний за год практически не изменились и, по данным Госстата, в 2014 году составили 5,43 млрд грн (против 5,46 млрд в 2013-м). Чего нельзя сказать об операционных расходах: за год они выросли на 45% — до 5,1 млрд грн.

 

 

Все в Сеть

 

Наряду с уходом с рынка части игроков, в Украине наблюдается и другая тенденция — рост числа онлайн-игроков — агентств, продвигающихся преимущественно в соцсетях, а также сообществ туристов.

 

Согласно прогнозам исследовательской компании eMarketer, 2016-й станет годом, когда впервые более половины всех бронирований американских путешественников будут осуществлены онлайн. Так, если в 2015 году доля онлайн-заказов в США составила 43,8% от общего числа бронирований, в 2016-м она достигнет 51,8%, а к 2019-му — почти 70%.

 

"Доля онлайн-бронирований в общем объеме авиационных заказов в Украине составляет 12-15%. Конечно, этот процент растет из года в год. К 2020 году онлайн-бронирования в Украине будут составлять более 40%", — прогнозирует Сергей Редчиц, руководитель Центра продуктов и решений Amadeus в Центральной, Восточной и Южной Европе. А значит, услугами традиционных туркомпаний будет пользоваться еще меньше людей.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top