logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор европейского рынка розничной торговли в 2016 году

Компания GfK провела детальное исследование рынка розничной торговли в 33 европейских странах. Предметом изучения были: покупательная способность, доля розничных покупок в общих расходах населения, инфляционные процессы, производительность продаж. Также спрогнозировано оборот на 2016 год.

Результаты исследования опубликованы в новом издании ACROSS Magazine, что было основано в 2016 году на европейской конференции Комиссии по международной гражданской службы (ICSC) в Милане, Италия. Украина (за исключением АР Крым и неконтролируемых государством территорий Донецкой и Луганской областей) впервые включено в исследование розничного рынка европейских стран проводит GfK.

Покупательная способность в 2015 В 2015 в большинстве стран происходило экономический рост, снижение безработицы. Эти процессы нашли отражение в номинальных показателях покупательной способности, которые повысились в ЕС на 3,7 процента по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что каждый среднестатистический житель ЕС потратил за год 15 948 евро на потребление, аренду, сбережения и пенсионное страхование. В Украине покупательная способность снизилась на 3% (в национальной валюте). Средняя покупательная способность украинском в 2015 году составляла 979 евро, что стало самым низким показателем среди исследуемых стран.

Прогноз оборота на 2016

В 2016 предприятия розничной торговли продолжат укреплять свои позиции. В 28 странах ЕС, по прогнозу GfK, темпы развития несколько замедлятся: рост составит 1,1 процента (по номинальной стоимости евро). Наиболее положительная динамика ожидается в Румынии (+ 7,2%) и странах Балтии (от + 3,8% до + 4,9%), которые постепенно догоняют более развитые рынки. Мы прогнозируем стабильную динамику в розничной торговле Швеции (+ 4,8%) и Испании (+ 3,7%). В Украине 2015 году оборот стационарных торговых предприятий снизился на 24,2% в евро.

Доля розничных покупок в частном потреблении

В 2015 во многих европейских странах потребители охотно воспользовались низкими ценами на энергоносители и топливо, благоприятной экономической ситуацией и повысили свое благосостояние. Однако основную выгоду от этих благоприятных условий получили другие отрасли, а не розничная торговля. Поэтому сокращение доли розничных покупок в частном потреблении продолжалось и в 2015 В среднем по всем странам эта доля составляет 30,4 процента. Хотя потребители имеют деньги на покупки, однако предпочитают тратить больше средств на услуги, путешествия, отдых, чем на товары. Такие преференции приводят к уменьшению доли расходов на покупку потребительских товаров. А в Украине доля розничных покупок в частном потреблении составляет 64%, что является самым высоким показателем среди всех стран, которые охватывает исследование.

Инфляция:

Потребительские цены в 2015 г.. остались на том же уровне (+ 0,0%). Это редкое явление для промышленности и торговли. В феврале 2016 Европейская комиссия спрогнозировала повышение цен на 0,5%, вызванное экспансионистской политикой центрального банка и экономическим подъемом. Однако инфляционные ожидания ослабляются низким ценам на сырье. В 2015 во многих европейских странах фактически имела место дефляция цен. В 2016 Европейская комиссия предусматривает уменьшение потребительских цен только в Словении (-0,3%), Румынии (-0,2%), Литве (-0,1%) и Болгарии (-0,1%). В Украине инфляция существенно замедлится в 2016 году по сравнению с 2015 года. По прогнозу НБУ в 2016 году инфляция составит +12 +/- 3 процента.

Торговые площади:

торговые площади в 28 странах ЕС в прошлом году расширились на 0,3%. Показатель торговых площадей на душу населения 1,17 м? в этих странах остался на уровне 2014 из-за незначительного увеличения численности населения. Несмотря на нелегкую ситуацию в розничной торговле, Португалия повысила свой показатель торговых площадей на душу населения до 0,98 м?. В противоположность странам с насыщенным рынком розничной торговли, например Австрия (1,74 м?), Голландия (1,62 м?) и Швейцария (1,49 м?), рынки таких стран, как Греция (1,03 м?), Польша (0,93 м?) и Турция (0,66 м?) имеют мощный потенциал для развития рынка торговой недвижимости. В Украине показатель торговых площадей на душу населения в 2015 г.. составил 0,42 м?.

Доходность торговой площади:

За прошлый год доходность торговых площадей в 28 странах ЕС улучшилась на 2,7 процентов, достигнув 4200 евро на м? торговой площади. Это хорошая новость для стационарных торговых точек, которым удается достигать успеха уже 2 года подряд после нескольких падения доходности торговых площадей. Динамика онлайн продаж замедлилась на зрелых рынках, и магазины постепенно приспосабливаются к новым условиям. Убыточные магазины были закрыты в процессе дигитализации каналов продаж и внедрения многоканальных решений. Самый высокий уровень доходности торговых площадей традиционно демонстрирует Северная Европа, Швейцария и Люксембург, а самый низкий - Восточная и Юго-Восточная Европа. Однако последние постоянно наращивают обороты. В Украине в 2015 г.. доходность торговых площадей составляла 1934 евро на м? торговой площади.

"В целом 2015 был удачным годом для европейских потребителей, - считает д-р Гарольд Доплбауер, эксперт GfK в области розничной торговли и руководитель исследования. - Экономика ЕС выросла на 4,7%, а уровень безработицы упал в большинстве стран. Значительно увеличилось личное потребления. Через низкую процентную ставку традиционные сбережения стали менее привлекательными, в результате многие потребители предпочитают тратить свои деньги, что идет на пользу развития розничной торговли. Однако существуют значительные различия между отдельными регионами Европы. Наряду с позитивными изменениями, существуют политические и экономические проблемы. Будущее покажет, как повлияет на готовность европейских компаний и потребителей инвестировать кризис беженцев и угроза терроризма, а также слабость экономики в развивающихся странах. "

Рейнгард Винивартер, издатель ACROSS Magazine, партнер GfK в этом исследовании, комментирует: "Исследование GfK предоставляет ценную информацию для сектора розничной торговли и торговой недвижимости о текущей ситуации на рынке. Мы рады, что благодаря нашему сотрудничеству с GfK этот рынок станет для наших читателей более прозрачным, а значит они смогут более уверенно вводить свои инициативы в сфере розничной торговли в европейских странах ".

Аналитики GfK Ukraine комментируют: "Украина впервые включено в международное исследование розничной торговли, охватывающей 28 стран ЕС, а также Турцию, Норвегию, Швейцарию и Россию. Резкое обесценивание гривни в 2015 году привело к низким позиций Украины в евровом измерении по сравнению с другими странами исследования . Однако, следует отметить, что масштаб падения покупательной способности был меньше, чем масштаб девальвации, поскольку внутренние цены росли медленнее, чем обесценивалась гривна. Более половины товаров в розничном товарообороте произведенные в Украине (57.8% по оценке Госкомстата в 2014 году). После падение в 2015 году розничный товарооборот выходит на положительную динамику в 2016 году. по данным Госстата, за первый квартал 2016 года розничный товарооборот предприятий в реальном измерении вырос на 3,6%. "

Информация об исследовании

Для оценки рынка 33 европейских стран компания GfK применила следующие показатели: покупательная способность, оборот розничной торговли и доля розничных покупок в общих расходах населения. Также представлены прогноз оборота розничной торговли на 2016 и анализ тенденций потребительских цен. Приведены результаты изучения ситуации с торговыми площадями и доходности торговых площадей в европейских странах. Исследование включает также 4-страничный анализ рынка розничной торговли Голландии. GfK вычисляли оборот и покупательную способность по среднегодовому курсу евро в 2015 для национальных валют (по данным Европейской комиссии).

Источник: All Retail

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top