logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок водки Украины: прогноз на 2016 год

Украинцам стоит готовится к подорожанию спиртного. Минэкономразвития уже разработало проект правительственного постановления о повышении минимальных розничных цен (МРЦ) практически на все виды алкоголя. 

Стоимость водки должна вырасти на 24% — до 218,32 грн. за литр 100%-го спирта на опте и до 340,57 грн. в рознице. Коньяк три звезды в опте подорожает с нынешних 269,23 грн. за литр 100% спирта до 336,22, а в рознице — с 420 грн. до 524,5 грн., "четыре звезды" — с 285,26 грн. до 352,24 грн. в оптовых закупках и с 445 грн. до 549,5 грн. в рознице. Пятизвездочный коньяк будет стоить 384,29 грн. вместо нынешних 301,28 грн. на опте 599,5 грн. за литр 100%-го спирта в розницу (сейчас 450 грн.).

В пересчете на стандартную бутылку 0,7л водка после повышения минимальных розничных цен должна стоить на торговой полке порядка 60-65грн., коньяк — 60-100 грн. в зависимости от количества звездочек.

Чиновники не обошли вниманием и вино. Минимальные цены на него должны вырасти на 22% (до 33 грн. за бутылку 0,7 л), вермуты — на 44% (39грн. за бутылку 1л), шампанское — на 55,7% (до 69,9 грн. за бутылку 0,7л).
Алкогольная формула

Производители спиртного не скрывают, что они активно лоббируют пересмотр минимальных цен. 

"Ассоциации "Укрводка", виноградарей и виноделов Украины (АВВУ), Укрвинпром с весны прошлого года просили правительство повысить минимальные розничные цены. Ведь в марте 2016 акцизы были повышены на 50-100%, а МРЦ при этом остались на прежнем уровне. Это позволило производителям-нелегалам увеличить свою долю на рынке до 40-50%, ведь они реализуют ту же водку по 25-40 грн. за бутылку, тогда как только налоговые обязательства, которые должны платить законопослушные заводы, составляют порядка 32 грн. с каждой бутылки", — рассказал UBR.ua глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.

По его словам, даже нынешние цифры, заложенные в проекте МЭРТ, не отвечают рыночным реалиям. 
"В новых МРЦ учли не все, в частности, не включили в формулу подорожание сырья, а ведь с 1 апреля "Укрспирт" поднял цены на спирт, что отразилось на себестоимости крепкого алкоголя", — пояснил Остапюк. 

По его подсчетам, среднестатистическая бутылка водки в отечественной рознице должна стоить порядка 70 грн.
"Но радует уже тот факт, что проект о повышении МРЦ появился. Теперь можно садиться за стол переговоров и обсуждать нюансы", — добавил эксперт.

По его мнению, если правительство вдруг решил спустить эту проблему на тормозах, государственный бюджет будет терять порядка 200 млн. грн. ежемесячно, а доля теневого сегмента увеличится еще, как минимум, на 5%.

"Нам удалось вытеснить контрафактную водку только из крупной сетевой розницы. Но в небольших магазинах (а лицензии на продажу спиртного имеет порядка 80 тыс. торговых точек) она открыто реализуется. И другого способа навести порядок на рынке, кроме увеличения МРЦ, не существует", — уверен эксперт.

Дорого продавать хотят не все

Между тем, достаточно крепки позиции и ярых противников ценового регулирования этого рынка.

В конце июня нынешнего года ЧАО "Люботинский завод "Продтовары" (Харьковская обл.) выиграл иск против Кабмина. Высший административный суд вынес вердикт: минимальные розничные цены на алкоголь в Украине — незаконны.

На Люботинском заводе утверждают, что даже нынешние МРЦ явно завышены, так как включают не только расходы на производство, но и немалые маркетинговые бюджеты водочников.

Желание небольших производителей снизить цены на свой товар в рознице легко объяснимо. Покупать по 60-70 грн. водку малоизвестных брэндов украинцы вряд ли станут, а раскручивать свои торговые марки сейчас очень дорого. Таким образом "малыши" попадают в замкнутый круг: конкурировать с лидерами рынка они могут лишь ценой, а снижать ее запрещено законодательно.

Свои список претензий к системе МРЦ есть и у виноделов. После повышения минимальных розничных цен бутылка вина украинского производства должна стоить не менее 33 грн. Но за такие же деньги или немного дороже уже можно приобрести импортное вино, в частности, молдавское, имидж которого среди отечественных ценителей виноградного напитка явно выше. 

Дело в том, что контроль МРЦ распространяется лишь на продукцию отечественного производства, тогда как импортеры вправе выставлять любые расценки. В прежние годы были случаи, когда некоторые поставщики, чтобы увеличить долю своей продукции, намеренно занижали цены. Для украинских же виноделов ценовая конкуренция крайне ограничена.

Источник: UBR

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top