logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок оптовой торговли Украины: обзор 2016 года

Оптовый рынок для украинской экономики — одна из самых значительных отраслей. Торговля занимает, по данным Госстата за 2015 год, 14,6% в структуре ВВП. Это больше, чем доля сельского хозяйства, которое нынче считается одним из локомотивов экономики.

 

Только топ-50 крупнейших компаний из сферы торговли проворачивают почти 500 млрд грн, а всего в стране услуги оптовой торговли предоставляют почти 70 тысяч компаний. Это самая многочисленная по количеству игроков сфера украинского бизнеса. Возможно, бизнесменам, идущим в оптовую торговлю, не дают покоя успехи известных всей стране олигархов и политиков: как известно, в 1990-е на перепродаже оргтехники поднялся Игорь Коломойский, а на торгующей нефтепродуктами компании "Украинский бензин" сколотила свое первое состояние Юлия Тимошенко.

Кто чем торгует

 

Сегодня в Украине, как, впрочем, и в Европе, крупнейшие оптовые торговцы — это часто не самостоятельные компании, а дистрибьюторы, созданные при крупных производителях. Традиционно огромный оборот показывали продавцы топлива. В топ-3 по итогам 2014 года входили "ОККО-Бизнес" (18,7 млрд грн), "БНК-Украина" (11,5 млрд грн), "ТНК-Индастриз" (6,9 млрд грн). Следом за топливщиками (а иногда и обгоняя их) идут фармдистрибьюторы. В большую фармтройку входят БаДМ (14,9 млрд грн за 2014-й), "Оптима-Фарм" (10,3 млрд грн) и "Вента" (5,2 млрд грн). Из торговцев металлом крупнейшими являются оптовые закупщики "Метинвеста" (6,9 млрд грн), "ЕВРАЗа" (3,3 млрд грн) и "АВ Металл групп" (2,6 млрд грн). В сфере торговли химической продукцией лидерами были "НФ Трейдинг" (8 млрд грн), "Эридон" (6,5 млрд грн) и "Сингента" (4,2 млрд грн).

 

Логично, что среди крупнейших оптовиков числятся и импортеры. Из импортеров-дистрибьюторов лидерами были компании при международных корпорациях: "Самсунг Электроникс" (6,1 млрд грн), "Проктер энд Гэмбл" (6,1 млрд грн) и "Нестле Украина" (5,7 млрд грн). А из автоимпортеров крупнейшими игроками стали "Тойота-Украина" (4,1 млрд грн), "Порше Украина" (3,3 млрд грн) и "Виннер Импортс" (2,6 млрд грн).

 

В целом для рынка оптовой торговли наиболее весомыми были доли компаний, которые продают топливо (18,6%), еду, напитки и табачные изделия (15,3%), а также товары хозназначения (12,3%). При этом ведущее место в структуре оптового товарооборота занимают непродовольственные товары (82%). В прошлом году на 44,2% увеличилась оптовая торговля энергетическими материалами, на 30,2% возросла торговля кормами для животных и на 5,9% — шинами и резиновыми камерами. В то же время в 2015 году меньше торговали бытовой техникой, в частности стиральными, сушильными машинами (на 63,4%), холодильниками и морозильниками (на 50,6%). Оптовая торговля автотранспортными средствами сократилась на 49,2%.

 

Среди продовольственных товаров по сравнению с прошлым годом уменьшилась оптовая продажа пищевой соли (на 48%), пищевых масел и жиров (на 44%), шоколада и кондитерских изделий (на 40,5%), пряностей (на 39,3%), свежих фруктов и овощей (на 37,9%). В то же время расширилась продажа сидра и вин (на 40,4%), кофе (на 26,1%) и табачных изделий (на 17,9%).

Как в Европе?

 

Совокупно товарооборот предприятий, занимающихся оптовой торговлей, в прошлом году составил 1,2 трлн грн. Речь идет почти о 70 тыс. предприятий, из которых больше всего компаний с оборотом от 1,1 млн грн до 10 млн грн (34,7%). Меньше всего компаний с оборотом 500 млн грн и выше — это 317 компаний (0,9%). Именно на долю этих торговцев приходится 59,5% от всего товарооборота оптовых компаний Украины. Как уже говорилось выше, опт занимает 14,6% в структуре ВВП нашей страны, и это довольно внушительный показатель, который наталкивает на мысль о "чистоте" показанных сектором цифр.

 

Но при сопоставлении украинской статистики с европейской никакой "зрады" не обнаруживается — ситуация в Европе схожа с украинской, если говорить о значимости сектора для всего ВВП. По последним данным Евростата (за 2012 год), среди сфер деятельности нефинансового сектора экономики оптовая торговля для целого ряда стран занимает крупнейшую долю в структуре ВВП. В Греции, Литве и Швейцарии она превышает 25%, в Бельгии, Болгарии, Испании, Кипре, Латвии, Нидерландах, Португалии и Словакии — 20%.

 

В целом в экономике Евросоюза доля оптовой торговли тоже немалая — 11%. Оборот достигает 5,7 трлн евро, а задействовано на рынке 1,8 млн предприятий, из которых 1,7 млн — компании сектора МСБ.

 

В то же время, в отличие от Украины, в тройке европейских стран, для которых оптовая торговля имеет наибольшее значение (Греция, Литва и Швейцария), наибольший процент приходится на малые и средние предприятия, тогда как в Украине больше половины оборота рынка дают крупные торговцы.

 

В любом случае, несмотря на общую мизерность украинского ВВП, его структура и, в частности, вес оптового рынка нормальны. Но это не значит, что на рынке нет схем, в которых частенько подозревают именно оптовиков. "Оптовая торговля все еще возглавляет рейтинги схем, в которых участвуют как буферные предприятия ("бабочки-однодневки"), так и предприятия, через которые идет обналичивание денежных средств, а также иного рода махинации, подпадающие по ст. 209 и 212 УК Украины (отмывание средств и уклонение от уплаты налогов. — Ред.). Если обратиться к Единому государственному реестру судебных решений и провести анализ приговоров по данной категории дел, то можно обнаружить большой процент участия предприятий именно оптовой торговли в схемах подобного рода", — отмечает Вольга Шейко, юрист юридической фирмы "Астерс".

 

В то же время, по словам юристов, в самом законодательстве, регулирующем рынок опта, нет каких-то специальных лазеек, которые объясняли бы привлекательность рынка для использования разного рода махинаций.

 

По словам юриста аудиторской компании KPMG Антона Каганца, в Украине, как и во многих странах, нет специализированного законодательства, которое бы определяло особенности ведения оптовой торговли. Такая деятельность, как и всякая другая хозяйственная деятельность, регулируется Хозяйственным, Гражданским и Налоговым кодексами Украины. "Согласно действующему законодательству Украины, единственным существенным различием между оптовой и розничной торговлей является покупатель", — поясняет Каганец.

 

Разница скорее в том, что на розничную торговлю распространяются требования законодательства по защите прав потребителя, устанавливаются специальные требования по розничной торговле на рынках и пр., а для оптовой торговли таких требований нет. Потому привлекательным этот рынок для схем делают скорее объемы, которые предполагают опт и возможность включения в схему покупателя. Так, буквально этим летом в Харькове был разоблачен крупный дистрибьютор алкогольной продукции, который, как выяснилось, принимая деньги за поставки, эту самую продукцию псевдопокупателям просто не отгружал. К сожалению, в ГФС не смогли ответить, сколько в Украине оптовых компаний, которые на самом деле служат не более чем прокладками. Но, судя по тому, что при подготовке рейтинга в этом году мы встретили подозрительных дистрибьюторов с персоналом в 2 человека и оборотами в миллиарды куда меньше, чем в прошлые годы, фискалы, очевидно, о них знают.

 

Источник: delo.ua

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top