logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок хлебобулочных изделий Украины: обзор 2016 года

Украинцы ежегодно потребляют около 1,2-1,3 млн тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Но по итогам 2015 года, по данным Госстата, производство хлебобулочных изделий сократилось на 9,9% (или на 132,407 тыс. тонн)  до 1,205 млн тонн. Причиной этого является низкая покупательная способность населения, уменьшение количества самих потребителей в связи с потерей рынков сбыта в Донецкой и Луганской областях и в Крыму, а также потеря производственных мощностей в данных регионах. Влияние оказал также и рост цен на хлебобулочную продукцию в связи с инфляцией.

В 2016 году рынок продолжил сокращаться.

Так, по итогам 1 полугодия, по сравнению с январем-июнем 2015 года, производство хлебобулочных изделий сократилось на 5,1% (или на 29,986 тыс. тонн), до 557,980 тыс. тонн (данные Госстата).

Но это вовсе не значит, что украинцы начинают есть меньше хлеба: профильные ассоциации и участники рынка сетуют, что на самом деле на рынке присутствует очень большой теневой сегмент - продажа хлеба и хлебобулочных изделий в киосках, зарегистрированных в форме физлица-предпринимателя, а то и не зарегистрированных вовсе.

Здесь изготовление, хранение и продажа продукции не всегда проходит с соблюдением рецептуры, технологий и санитарных норм. Эти производители, как правило, не платят НДС, не трудоустраивают сотрудников, в результате они могут продавать свою продукцию дешевле официально произведенной, поскольку у их продукции ниже себестоимость.

По подсчетам одного из крупных производителей хлебобулочных и кондитерских изделий  "Концерна Хлебпром" (объединяет 8 производственных подразделений), теневой сегмент рынка хлеба и хлебобулочных изделий составляет порядка 60%. По словам генерального директора предприятия Владислава Аверченко, официальные данные относительно реальных объемов рынка отсутствуют, а декларируемые госорганами объемы потребления в пределах 1,7-1,8 млн тонн в год не соответствует биологическим потребностям человека. "Если посчитать экспертным методом емкость рынка, то она будет в пределах 3,5-3,7 млн тонн хлебобулочной продукции в год. Это значит, что более 60% рынка находится в неконтролируемом государством сегменте",  заявляет он.

Особенностью рынка хлеба и хлебобулочных изделий является практически одинаковый объем производства каждый месяц с незначительными колебаниями в пределах 7%. Разве что в предпасхальный период легальные и теневые производители хлеба увеличивают производство продукции, выпуская к праздникам куличи, как правило, по несколько сотен тысяч штук.

Новой тенденцией рынка хлеба и хлебобулочных изделий стало открытие значительного числа павильонов и киосков по продаже хлеба, а также булочных и кафе-кондитерских отдельными производителями. В киевском регионе это в основном два игрока рынка  "Киевхлеб" и компания "Кулиничи". Группа Lauffer в 2015 году инвестировала порядка 4,25 млн грн в развитие розничных продаж: было открыто 26 киосков в Одессе, Харькове и Днепре. На текущий год группа анонсировала планы по открытию еще 12 новых объектов в Харькове и 20  в Одессе. Цена вопроса ? 14 млн грн. В компании объем инвестиций в открытие одного павильона оценивают в 250-400 тыс. грн.

По итогам 2015 года ведущими игроками хлебобулочного рынка стали компании: "Киевхлеб", группа компаний Lauffer, "Хлебные инвестиции", "Кулиничи", "Формула Смаку", "Концерн Хлебпром". Их суммарная доля составила почти 52%.

В 2015 году все ведущие компании продемонстрировали сокращение производства. Наибольшее падение было у группы компаний Lauffer, ведь ключевым регионом для нее был восток страны. Часть мощностей оказалась на не контролируемой Украиной территории, отдельные заводы пострадали из-за боевых действий.

Лучше всего на рынке чувствуют себя "Кулиничи". Компания очень динамично развивается в Киеве и области и становится главным конкурентом монополиста –"Киевхлеба".

Активно инвестируют в свое развитие и "Хлебные инвестиции". В 2016 году компания запустила новый хлебозавод рядом с уже действующим предприятием в Киевской области. Инвестиции в предприятие составили $6 млн. В течение двух лет планируется инвестировать столько же. Холдинг в 2017 году планирует построить рядом с хлебозаводами и новую кондитерскую фабрику.

Производители хлебобулочной продукции ориентированы в основном на внутренний рынок, хотя есть и небольшой экспорт. "Наша компания развивает производство замороженных хлебных полуфабрикатов, эту продукцию мы и отправляем на внешние рынки", - рассказывает Владислав Аверченко. Сегмент замороженного хлеба в Украине занимает порядка 1%.

Экспортирует свою продукцию компания в страны ЕС. "Отмена пошлин в ЕС открывает для нас новые возможности, однако воспользоваться ими непросто. Европейский рынок очень конкурентный, с высокими требованиями к качеству продукции, которое должно быть подтверждено соответствующей сертификацией. Внедрение европейских стандартов требует значительных инвестиций, но сделать это в нынешних условиях очень сложно",  резюмирует Аверченко.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top