logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок кондитерских изделий Украины: обзор

В Украине начали действовать европейские требования к производству шоколада. Но пока не похоже, что безопасных шоколадных продуктов в магазинах станет больше.

В 2018 году в силу вступил приказ Министерства аграрной политики и продовольствия №157 об имплементации европейских требований к продуктам из какао и шоколада.

Среди основных требований: в тёмном шоколаде должно быть не менее 35% какао-продукта, в молочном — не более 25% и не менее 14% молочных продуктов. Шоколада в шоколадной конфете должно быть не менее четверти. Под запретом теперь ароматизаторы, имитирующие запах шоколада и молока. Если продукт не будет соответствовать этим требованиям, называть его можно будет "глазированная конфета" или "сладкий батончик".
В Европу с опережением

Для производителей шоколада в Украине европейские требования к продукту новостью не стали.

"Сегодня мы активно экспортируем свой шоколад в другие страны. Украинские производители шоколада и изделий из него начали переориентироваться на новые рынки сбыта, работая по европейским стандартам", — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева. Поэтому фактическая дата вступления приказа Минагро в силу, скорее всего, не приведёт к значительным изменениям в объёмах производства или экспорта данной продукции.

Подтверждают это и представители кондитерской отрасли. Крупные производители, экспортирующие шоколад в ЕС, производят его в соответствии с обозначенными нормами.

"Все компании, которые имеют интересы в Европе, давно перевели свою продукцию на этот стандарт. Такие требования отрасли определили ещё при Яценюке. Непосредственно для нас ничего не изменилось, продукция отвечает этим требованиям уже третий год", — комментирует ситуацию директор по развитию СНГ "Малби-фудс" Игорь Малиновский. По его словам, и на экспорт, и на внутренний рынок компания производит продукцию одинакового качества.

"Вся эта история имеет отношение к экспорту украинских конфет в Европу и другие страны мира. Все большие корпорации имеют определённые продукты для разных стран", — уточняет президент Ассоциации диетологов Украины Олег Швец.

Для производителей шоколада в Украине европейские требования к продукту новостью не стали

На внутреннем рынке крафтового шоколада также не ожидается каких-либо существенных изменений. Об этом Фокусу рассказали представители "Львiвскої майстернi шоколаду". Компания получает сырьё от европейских производителей и использует в своих изделиях натуральные составляющие, рецептуры адаптируются к европейским требованиям. Это позволит "майстерне" оставить и название, и состав своей продукции неизменными. "Частичные изменения будут внесены только в маркировку упаковки шоколадных изделий, чтобы формально соответствовать новым требованиям действующего законодательства", — пояснили в компании.

На наш вкус и кошелёк

В Министерстве аграрной политики и продовольствия надеются, что европейские требования к качеству продукции всё же позволят увеличить объёмы внутреннего производства сладостей и их разнообразие. Вопрос в том, нужно ли это украинцам.

"Если посмотреть на рацион наших соотечественников, по всем нормам примерно на 20% сахаросодержащих продуктов больше, чем у всех наших соседей, как с Запада, так и с Востока. Мы сладкоежки", — говорит директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Другой вопрос, что увеличение количества качественных какао-продуктов и натуральных добавок повысит цену шоколада. "Изменение цен спровоцирует незначительное сокращение потребления и последующую адаптацию спроса к новым ценам", — отмечает аналитик компании Pro-Consulting Роман Палий.

По его словам, новые требования к шоколаду приведут в первую очередь к сокращению объёмов производства "шоколадной продукции". "Смысл и эффект её производства состоял в том, чтобы при минимальных материальных затратах получить дешёвый продукт, напоминающий классические батончики или плитку, но в составе которой явно выражено огромное содержание пальмовых масел и консервантов", — поясняет эксперт. Тут поднапрячься придётся в первую очередь небольшим и средним компаниям. Наиболее болезненно отреагируют региональные производители, продукция которых ориентирована на внутреннее потребление.

Менее оптимистичен насчёт адаптации потребителей к более высоким ценам Алексей Дорошенко. "Украинцы будут покупать так называемый "шоколадный продукт". Поскольку не все смогут позволить себе качественный продукт, да и не все захотят есть то, что теперь называется шоколадом", — считает он.

Конфета с эффектом сигареты

Диетологи обращают внимание потребителей на то, что сегодня и качественная дорогая продукция небезопасна для здоровья. По большей мере в конфетах даже из дорогого сегмента может содержаться до 20% трансжиров.

Новые требования к шоколаду приведут в первую очередь к сокращению объёмов производства "шоколадной продукции"

"Если конфеты с начинкой, то в большинстве случаев там есть трансжир, даже если содержание какао-продуктов 26–37%", — уверен Олег Швец. Предпосылок к тому, что количество вредных жиров в шоколадной продукции уменьшиться, сегодня нет. Законопроект об обязательном ограничении трансжиров в продукции до 2%, который предлагала Ассоциация диетологов Украины в прошлом году, прошёл лишь общественные слушания и застопорился.

Правда, есть шансы, что украинцы смогут узнать о наличии вредных жиров при первом взгляде на упаковку, не вычитывая мелкий шрифт и не пытаясь вспомнить курс химии, чтобы понять, что под этим названием скрывается трансжир.

В Минагро говорят, что по новым стандартам в продуктах, которые будут называться шоколадными, разрешается содержание до 5% (в пересчёте на сухое вещество) шести видов растительных масел — иллипе, ши, сел, пальмового, кокосового, манго.

"Информация о составе продукта должна быть размещена рядом с названием, в одном поле зрения с перечнем ингредиентов, и чётко отделена, чтобы потребитель мог сразу её увидеть. Также эту информацию следует выделять жирным шрифтом и заглавными буквами", — говорит Ольга Трофимцева.

В Госпродпотребслужбе информируют, что готовы вести проверки соблюдения требований к шоколадной продукции, как и прежде — по предварительному плану за исключением внеплановых проверок по требованию. Если найдут несоответствия, предприятие оштрафуют и отзовут из продажи бракованную продукцию.

Источник: All Retail

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top