
Рынок кофе: основные предпочтения украинцев
Все больше наших соотечественников не представляют утро без чашки вкуссного кофе. Украинцы любят в течение дня выпить кофе, поскольку многим это позволяет взбодриться и снять напряжение.
Хотя украинцы все еще предпочитают растворимые виды кофе, спрос на зерновой растет очень динамично. Его темп самый высокий в Европе. И это не удивительно, так как уровень потребления натурального кофе на одного жителя у нас в разы ниже европейских показателей. Так, если украинец выпивает в среднем 3 кг молотого кофе, то итальянец – 5,5 кг, а швед или финн – 12,4 кг. Так что, нам еще есть куда расти.
Кризис, начавшийся в 2014 году, не сильно затормозил рост потребления кофе, он больше способствовал смещению предпочтений покупателей с сторону более дешевых торговых марок. С началом некоторого восстановления покупательной способности населения повысился и спрос на данный напиток в средней и высокой ценовых категориях. Благотворно сказались на развитии рынка кофе в Украине заключение договоров о свободных поставках с ведущими странами-производителями – Вьетнамом и Бразилией, а также вступление в действие соглашения об ассоциации с ЕС.
Наибольшими экспортерами кофе в нашу страну в прошлом году были Вьетнам, Польша, Индия и Италия. Вместе эти страны поставили 57,3% импортного кофе. Причем среди текущих поставщиков успешно растворилась доля России, которая в 2013 году была самой большой – 18,4% от всего объема импорта.
Как известно, кофейные деревья в Украине не растут, как не растут они в Польше и Италии, откуда к нам завозятся большие партии этого напитка. Поэтому текущие цены на рынке во многом зависят от урожайности зерен в тропических странах. Свою долю в стоимость вносят обжарщики и составители кофейных смесей, которые и превращают сырье в известные у нас торговые марки. Самыми популярными ТМ в сегменте зернового кофе на сегодняшний день в Украине являются Lavazza, Jacobs и Кава зі Львова.
При выборе конкретного вида кофе, покупатели в Украине ориентируются сначала на свои вкусовые предпочтения, а потом – на страну-производителя, репутацию бренда и цену. В последнее время укрепляются позиции кофе как элемента быстрого питания. Его все чаще приобретают в городских фастфудах на вынос. Для кофейных гурманов активно открываются авторские заведения, где практикуются особые методы обжарки и приготовления напитка, за которые клиенты готовы платить больше.
Увеличение финансового благосостояния наших соотечественников будет способствовать росту спроса на кофе в Украине, причем, чем более состоятельными будут становиться украинцы, тем больше они будут покупать качественных и дорогих сортов. Ожидается дальнейший рост потребления молотого кофе и снижение доли потребления растворимого, чему способствует развитие кофейной культуры в стране.