logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Черная пятница приближается: какая скидка будет в 2018 году

5 лет назад украинский бизнес начал активно использовать для привлечения внимания клиентов американский информационный повод – Black Friday. Если раньше Черная пятница – это традиционно сезон скидок в рознице, то в этом году можно отслеживать вовлеченность и других сегментов, не имеющих отношения к рознице – это и турфирмы, и банки, и рестораны, и другие отрасли. Эксперимент пришелся по вкусу украинцам и захватывает рынок все больше и больше.

Международная исследовательская компания 4Service Group провела опрос относительно ожиданий украинцев в Черную пятницу. Исследование было проведено накануне Черной пятницы методом онлайн-интервью (CAWI); в опросе участвовало 880 респондентов по всей Украине репрезентативно натуральному распределению городского населения.

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ В ЧЕРНУЮ ПЯТНИЦУ: КТО ОН?

            25% опрошенных респондентов ждут распродаж в Черную пятницу и заявили о намерении совершать покупки. 15% не доверяют продавцам и не планируют расставаться с деньгами в этот день. Но преимущественное большинство украинцев – 60% – не уверены в своей позиции (на вопрос о намерении совершать покупки в Черную пятницу ответили «Возможно») и будут ориентироваться на привлекательность предложений. Таким образом, продавцы имеют хороший шанс привлечь покупателя. 4Service исследовала, какие скидки могут действительно заинтересовать покупателей, на какие они не отреагируют, считая их незначительными, а какие скидки будут слишком высокими и вызовут недоверие потребителя.

 

Следует отметить, что мужчины интересуются распродажами в Черную пятницу и намерены совершать покупки не меньше, чем женщины – значимых различий среди аудитории, заинтересованной в покупках, нет (48% мужчин и 52% женщин). Как ни странно, уровень дохода также не влияет на стремление совершать покупки в Черную пятницу. Зато среди семейных людей больше тех, кто планирует расстаться с деньгами (67%), чем среди несемейных (20%). Видимо, ритейлерам товаров для дома, бытовой техники, детских товаров, а также других категорий товаров, которые потенциально могут быть интересны семейным людям, стоит обратить особое внимание на потенциал рынка.

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ В ЧЕРНУЮ ПЯТНИЦУ: ЧТО БУДЕТ ПОКУПАТЬ И ГДЕ?

Более половины опрошенных (56%) планируют покупать одежду и обувь, на втором по популярности месте – техника – ее планируют покупать 45% опрошенных, почти треть украинцев (28%) интересуются товарами для дома. У 13% потребителей потребность не сформирована, что предполагает спонтанные покупки. Молодая аудитория (25-34г) наиболее активна и склонна к покупке одежды, обуви, техники и товаров для дома, чем другие возрастные группы. Вероятно, это тот возраст, когда украинцы обустраивают свой быт.

 

Ювелирными изделиями и аксессуарами более всего интересуется молодежь – 18-24г. Ожидаемо, женщины больше склонны покупать одежду и обувь - 64% vs мужчины – 48%; а мужчины будут с большей вероятностью охотиться за техникой – 51% vs женщины – 40%.

 

Если говорить о типе магазинов, в которых украинцы будут делать покупки, традиционно лидирует оффлайн-розница (63%), украинские онлайн-магазины могут ожидать спроса от 46% потребителей. Украинским компаниям не стоит пока ожидать очень большой конкуренции со стороны иностранных онлайн-ритейлеров – только 26% потребителей будут совершать покупки в иностранных интернет-магазинов. Молодая аудитория (25-34) более склонна к покупкам в интернете по сравнению с другими возрастными группами, это касается как украинских онлайн-магазинов, так и иностранных.

 

Различия в потребительском поведении наблюдаются также по гендерному признаку: мужчины более склонны покупать в украинских интернет-магазинах (53%) по сравнению с женщинами (40%).

 

Люди с более высоким доходом больше ориентированы на покупки на иностранных сайтах. Таким образом, покупки в иностранном интернете не ассоциируются с экономией.

ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР СКИДКИ

         Для определения оптимальной скидки использовалась методика Ван Вестендорпа (Van Westendorp PSM - Price Sensitivity Measurement). Суть методики состоит в следующем: респондентам задаются вопросы, касающиеся их оценки размера скидок:

1.      Какая скидка в Черную пятницу будет для вас такой незначительной, что вы не станете ею пользоваться? - «слишком маленькая скидка»

2.  Какая скидка будет такой большой, что вызовет подозрение и недоверие?  «слишком большая скидка»

3.      Какая скидка будет для вас небольшой, но вы все-таки ею воспользуетесь? - «небольшая скидка»

4.      Какой должен быть размер скидки, чтобы посчитать это выгодной покупкой? - «оптимальная скидка»

Ответы на вопросы отображаются в виде кумулятивных кривых. На пересечениях этих кривых определяются границы интервала оптимального размера скидки.

Оптимальной скидкой, которая удовлетворит украинцев будет скидка в 45%.

Скидки менее 24% не воспринимаются украинцами как достойные внимания. А распродажи в 67% и более вызывают недоверие т.к. предполагают нечестную игру продавцов. Стоит отметить, что мужчины более прагматичны и согласны на несколько меньшие скидки – 43% устроит их, а женщины более склонны верить в распродажи и хотят получить скидку побольше, скидки, которые им будут по душе – 46%.

Безусловно, потребители имеют разные ожидания к разным категориям товаров. Так, для покупателей одежды и обуви стандартно приемлемой скидкой будет 45%, а вот покупатели техники не рассчитывают на такие бонусы и согласны на дисконт в 33%.           

       

«2 года назад мы проводили исследование непосредственно после завершения распродажи. Каждый 3-й потребителей считает, что Чёрная пятница – это маркетинговый ход и обман, когда сначала повышают цены, а в период акции делают скидку. Важно отметить, что потребители, которые планируют участвовать в этой активности отслеживают политику ценообразования точек, куда планируют пойти. Если сети будут поднимать цену перед распродажей рискуют потерять эту долю аудитории, и не только в Черную пятницу» - Виктория Скорбота, директор по развитию 4Service Group в Украине.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top