
Анализ рынка органической продукции Украины: прогноз развития на 2019 год
Согласно результатам проведенного исследования "Состояния, прогнозов развития и проблем рынка органических ягод, фруктов и овощей в Украине", проведенного по инициативе Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP). Ситуация на украинском рынке органической продукции характеризуется целым рядом вызовов, которые сегодня стоят перед нашими производителями.
Говоря о вызовах, специалист разделила их на те, которые мешают реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.
«По реализации органической продукции на внутреннем рынке, можно сказать, что производители сталкиваются с нехваткой опыта, общими рисками органического производства, так как этот процесс является достаточно сложным. Также есть риск возникновения инфекционных болезней растений на плантациях, дефицит персонала.
Среди рисков с которыми сталкиваются наши производители при экспорте – это дорогие финансы в Украину из-за высоких процентных ставок по кредитам, маленькие товарные партии из-за чего невозможно получить большую прибыль, проблемы с соответствием украинской продукции стандартам сертификации ЕС, сильная конкуренция», – отметила Елена Дейнеко.
В своем выступлении специалист также рассказала, что сегодня в Украине существует 168 производителей органики. Подавляющее большинство из них производит ягоды, а 63 из них – только ягоды. По ее мнению, это объясняется тем, что ягодный рынок развивался стремительнее, чем овощной и он более ориентирован на экспорт.
При этом, по информации руководителя «Органик Бизнес Школы», более 60% украинских производителей органики планируют дальнейшее развитие собственного бизнеса. «Большая часть из них планирует развиваться путем увеличения площадей насаждения культур. И только небольшая доля – 24% производителей – планируют развивать свой бизнес путем создания добавленной стоимости продукта», – говоря о перспективах развития рынка, отметила Елена Дейнеко.
Она также отметила, что 80% украинских производителей органической продукции не являются членами кооперативов. «Из них только 46% предполагают, что в дальнейшем они могут быть готовы к кооперации. Хотя производители должны осознать, что кооперация – это необходимое условие функционирования рынка продукции органик», – подчеркнула специалист.
В своем выступлении Елена Дейнеко также отметила, что сегодня более 70% игроков органического рынка Украины производят только сырье, а 94% производителей имеют только сертификацию «Органик Стандарт». Из них только 10% рассматривают возможность получения в дальнейшем сертификации стандарта Global G.A.P.
В то же время, согласно исследованию проекта, почти 70% украинских производителей органики имеют проблемы со сбытом.
«Однако в ближайшие годы украинские производители органики, для сохранения рентабельности своего бизнеса, будут вынуждены менять стратегии развития. Фактически сегодня нашим производителям нужна революция в сегменте органической продукции. Какой может быть правильная стратегия? Это увеличение доли экспорта в структуре сбыта продукции, развитие переработки, получение сертификации», – резюмировала Елена Дейнеко.