
Рынок нефтепродуктов Украины: обзор 2019 года
Обострения в кризисных точках мира и рост числа военных конфликтов больше не поддерживают рост нефтяных котировок. Еще 16 мая цена барреля нефти марки Brent достигала $72,9, то к понедельнику, 27 мая, просела к $67,4 и дальше движется вниз.
Но на украинских заправках удешевление сырой нефти пока мало сказывается. В отличии от эталонной нефти которая просела на $5/барр, средняя розничная стоимость дизтоплива и бензина А-95 в Украине упала всего на несколько копеек. В рознице цены по-прежнему держатся на 29,9 грн./л и 30,5 грн./л, соответственно. Мелкий опт на падение нефти отреагировал снижением расценок до 23 грн./литр и 25,8 грн./литр, соответственно.
Наш рынок не первый раз игнорирует всемирное удешевление, более того — это уже стало традицией. Хотя и не очень приятной для водителей. UBR.ua попытался выяснить повторится ли тенденция в этот весенне-летний.
Разница между мировыми и украинскими ценами на нефть
Традиция медленного реагирования Украины даже на резкие снижения мировых нефтяных цен много лет исходила из ущербной корпоративной и производственной структуры нашего рынка. Недавно она получила шанс изменится вместе с властью: государство имеет прямые рычаги управления отраслью, поскольку управляет трубопроводной монополией «Укртранснафта» и двумя нефтяными терминалами в Порту Пивденном и в Херсоне.
Тарифными скидками на этих активах власть могла бы получить отраслевой рост. Но рычаги не используются, причем в основном по политическим, а не по каким-то объективным причинам. Начатые еще в 2014 году военные действия украинские власти не восприняли как форс мажор, и весьма неспешно приняли государственную нефтяную стратегию только к 2018 году.
При этом вполне благородные задачи нефтяной стратегии Украины никак не сказались на тактике. Она исходила из открытого противостояния властей с группой «Приват» Игоря Коломойского и одновременного удовлетворения властями интересов двух нефтекомпаний-фаворитов. Развитию рынка это не помогало.
Главные на рынке нефтепродуктов Украины
Фаворитами украинская пресса, во-первых, считала группу компаний WOG. Ее ключевые фигуры, к примеру Степан Ивахив, связаны с провластной парламентской фракцией «Воля Народа». Крупный учредитель WOG Иван Дыминский долгое время был бизнес-партнером главы Минтопэнерго Игоря Насалыка по управлению компанией-импортером «Тирас Петроль». Фаворитизм учредителей WOG проявлялся и в том, что государство в лице Фонда госимущества закрывало глаза на принадлежащий группе и давно остановленный Херсонский НПЗ. Когда-то он был крупнейшим в странах Черного моря заводом производителем флотского мазута и темных нефтепродуктов.
Вторым фаворитом власти на украинском нефтяном рынке пресса называет Glusco и Proton Energy. Торговых агентов подсанкционной российской компании «Роснефть». Они явно не выполняют инвестиционные обязательства перед ФГИУ по принадлежащему им украинскому Лисичанскому НПЗ. Страны Каспия вместе с Китаем имеют возможность заставить РФ «открыть трубу» на этот гигантский НПЗ, и тогда структура украинского нефтяного рынка стала бы совершенно иной.
Но пока Glusco и Proton в 2014-2019 годы заглушали свой НПЗ и процветали на импорте, в Киеве предпочитали не сотрудничать в продуктивной нефтяной политике с континентальным Китаем и Казахстаном. Складывалось впечатление что в Киеве кто-то получает хорошие бонусы, не создавая дискомфорта для «Роснефти» и Proton Energy.