logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок торговой недвижимости, ритейла и логистики: прогноз на 2020 год

Существенное сокращение дохода девелоперов, снижение потребительской активности, нарушение производственно-сбытовых цепочек и другие последствия пандемии коронавируса в Украине и мире.

Жесткие ограничения становятся стимулом развития инноваций и повышению эффективности. О долгосрочных последствиях COVID-19 и его влиянии на рынок недвижимости пока говорить рано: многое зависит от сценариев развития эпидемии. Эксперты Colliers International подготовили анализ первой реакции игроков профессионального рынка на вызовы пандемии.

Первый шок: гостиницы, торговля, логистика

В краткосрочной перспективе наиболее пострадают от последствий пандемии индустрии туризма, розничной торговли и развлечений. Оптимистичный сценарий: после спада во втором и третьем кварталах возможен нейтральный экономический рост в четвертом квартале 2020 года. Турбулентность в сфере недвижимости ограничится гостиничным сегментом, активами торговой недвижимости с превалирующей развлекательной составляющей, и логистикой, зависящей от товаров не первой необходимости.

В целом, ограничительные меры и последствия вируса повлияют на потребительские настроения. «Даже в случае дополнительной финансовой поддержки или льгот со стороны государства, структура потребления сместится в сторону базовых потребностей, увеличения расходов населения на здравоохранение. Все силы ритейлеров, в том числе в Украине, сконцентрированы на сохранении бизнеса, а вопросы развития, вероятнее всего, будут отложены как минимум до отмены карантина», — прокомментировал управляющий директор Сolliers International (Украина) Александр Носаченко.

Согласно промежуточному сценарию, восстановление экономики от пандемии произойдет не ранее первого квартала 2021 года.

На рынках капиталов вероятен перерыв в активности, однако ключевые игроки будут продолжать инвестиционную активность, сосредоточившись на «безопасных» рынках. На инвестиционную активность, кроме волатильности курсов валют на протяжении второго и третьего кварталов 2020 года, повлияет и невозможность физически посещать активы. Рынки, зависящие от иностранного капитала, могут столкнуться с сокращением инвестиционной активности.

Торговая недвижимость в условиях экономики StayAtHome

Рынок торговой недвижимости весьма чувствителен к любым колебаниям и кризисам. Наиболее успешно этот период пройдут ритейлеры товаров первой необходимости и аптеки, которые ощутят увеличение оборотов в краткосрочной перспективе. Согласно общеевропейской статистике, резко возросли продажи широкоэкранных телевизоров, WIFI-роутеров и расходных материалов для домашнего офиса. Омниканальные ритейлеры, работающие офлайн и онлайн, вероятно, будут чувствовать себя весьма хорошо в условиях экономики StayAtHome. Это относится как к электронным товарам, так и к электронным услугам, при этом спрос на виртуальные боксы и онлайн-игры, вероятно, будет дополнять рост онлайн-продаж продуктов, товаров и услуг.

При оптимистичном прогнозе развития вспышки коронавируса, сезонный пик продаж, который обычно приходится на четвертый квартал, сможет помочь восстановлению и снизить риски для многих ритейлеров. Негативный сценарий предполагает снижение потребительской активности на 25% во втором-третьем квартале 2020 года.

В Украине, учитывая ограничительные меры со стороны правительства, сегмент торговой недвижимости существенно просядет в показателях операционного дохода.

Велика вероятность снижения покупательской способности, особенно на фоне валютной неопределенности. Люди в кризисный период начинают экономить, концентрируясь на товарах первой необходимости, продуктах питания и фармации.

Также временное закрытие воздушных сообщений, прежде всего, с Италией и Китаем, и другими регионами, которые являются основными поставщиками в сегменте ритейла, может привести к снижению предложения товаров из новых коллекций в магазинах.

Собственники ТРЦ, вероятно, будут договариваться с арендаторами на период карантина.

Складская недвижимость: шанс для роста

Рыночные условия для промышленного и логистического сектора в Европе начали становиться более нейтральными еще до начала 2020 года. В некоторых странах бизнес работал лучше других с экономической и деловой точек зрения, а в некоторых — ожидалось существенное снижение активности.

С момента появления COVID-19 нарушились производственно-сбытовые цепочки, связанные с Китаем. Уже есть примеры компаний, зависимых от Китая, которые не могут продолжать производство, поэтому добиваются у застройщиков/владельцев сокращения арендной платы. Часть крупных лизинговых сделок были приостановлены на некоторых европейских рынках, компании выжидают, наблюдают за развитием ситуации с коронавирусом. Ожидается, что некоторые проекты BTS также будут приостановлены.

В то же время, наблюдается рост спроса со стороны компаний, которые работают в продуктовых, омниканальных и фармацевтических областях.

«Рынок складской недвижимости Киева уже несколько лет находится в фазе арендодателя, что означает – спрос превышает предложение. Вакантность в лучших объектах близится к нулю. Учитывая, что драйверами спроса в последние годы были логистические компании, компании e-commerce индустрии и фармацевтики, в условиях активизации бизнеса этих индустрий в период ограничительных карантинных мер не исключены попытки расширения занимаемых площадей складской недвижимости в краткосрочной перспективе. В среднесрочной перспективе перебои в поставках из Китая и Европы могут наоборот замедлить оборот товаров и несколько снизить спрос на складские помещения», — считает Александр Носаченко.

В долгосрочной перспективе предполагается сдвиг в цепочке поставок и уменьшения роли Китая в них. Согласно результатам исследования, проведенного немецкой командой Сolliers International, вероятен сдвиг в производственных цепочках и цепочках поставок ближе к рынкам спроса/потребителям и ускорение автоматизации для последующей работы. «Многие производства фармацевтической продукции не являются европейскими, этот сектор станет одним из приоритетных для развития в ближайшие годы. Не исключено, что роль «европейского Китая» может сыграть и Украина», — отмечает Носаченко.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top