logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок молочной продукции Украины

Рынок молочной продукции в Украине был и остается одним из основных потребительских рынков. С учетом его значимости для продовольственной безопасности страны, компанией Pro-Consulting периодически проводятся исследования и мониторинг рынка. Выявлены основные факторы влияния и преобладающие на молочном рынке тенденции развития, действие которых продолжается и в текущем году.

Буренок становится меньше

Маркетинговое исследование рынка молока показывает, что одной из базовых негативных тенденций, которая во многом определяет состояние дел в молочной отрасли, является продолжающееся уже долгие годы сокращение поголовья коров.

На заре независимости нашей страны, в 1991 году, в Украине насчитывалось около 25 млн голов крупного рогатого скота, из них примерно 8,5 млн – это были дойные коровы. За первое десятилетие свободного экономического плавания наша страна недосчиталась более половины молочного стада – количество коров к 2000 году уменьшилось до 4 млн голов. Последующее десятилетие ознаменовалось стабилизацией украинской экономики, рынок молочной продукции отреагировал на нее снижением темпов сокращения коровьего стада, которое в 2010 году практически прекратилось и даже наметился слабый противоположный тренд. Однако, наступил 2014 год и последовавшие за ним потеря традиционных экспортных каналов сбыта, обвал курса национальной валюты, инфляция. Рынок молочной продукции в Украине снова стал терять сырьевую базу из-за вновь начавшегося уменьшения поголовья коров примерно на 100 тыс. ежегодно.

Молока уже не хватает

Уменьшение количества коров привело к снижению производства молока. Ситуацию несколько смягчает тренд замены старых пород на современные, более продуктивные. В результате, за последние 15 лет надои в расчете на одну корову повысились на две тонны молока в год. Однако это не спасает от падения валовых объемов молочного производства в стране и нарастающего дефицита сырья для переработчиков молока. В прошлом году в Украине был установлен антирекорд по молоку за все годы независимости – получено 9,68 млн тонн, что на 3,7% меньше, чем годом ранее. В 2020-м ожидается дальнейшее падение общего надоя еще на 4%.

Дефицит, как известно, приводит к росту цен, а значит в Украине снижается конкурентоспособность молокопродуктов собственного производства, что делает наш рынок молочной продукции уязвимым для экспансии импорта, а также создает условия для вытеснения украинской молочки с внешних рынков.

Иностранные конкуренты не дремлют

Сырьевой голод наших отечественных производителей на рынке молочной продукции закономерно привел к снижению их возможностей в конкурентной борьбе с коллегами из других стран. Анализ рынка молочной продукции показывает, что в 2019 году экспорт украинской молочки уменьшился на треть по сравнению с 2018-м, а импорт за тот же период увеличился в 1,9 раза.

аметим, что рост поставок молочной продукции в Украину в том году произошел в основном за счет сыров, доля которых превысила 70% в общем объеме ввезенной молочки.

Негативная тенденция, захватившая рынок молочной продукции Украины, продолжила влиять на внешнеэкономический баланс и в текущем году. По данным Ассоциации производителей молока, в январе-мае 2020 года экспорт молочной продукции из Украины сократился в денежном выражении еще на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего – на 47% – упали поставки за рубеж сливочного масла. Сухого молока экспортировано меньше на 32%, молока и сливок – на 30%, сыров – на 29%, кисломолочных продуктов – на 13,4%. В то же время импорт молочки вырос на 149,3% и в денежном эквиваленте превысил экспорт на 20,2 млн долларов США.

Без помощи не обойтись

Самым активным продавцом на рынок молочной продукции Украины является Польша. За январь-май 2020 года эта страна поставила нам молочки на сумму $52,8 млн. Украинским покупателям трудно удержаться от приобретения польского молока, если они видит, что за честный литровый пакет заплатит меньше, чем за уменьшенную упаковку молока украинского происхождения. У того же покупателя может возникнуть вопрос о природе такой ситуации на рынке молочной продукции Украины, ведь цена польского молока содержит и транспортные расходы, и более высокую зарплату наемных работников.

Все дело в поддержке польских фермеров со стороны государства и Евросоюза. К примеру, при появлении в Польше нового молочного хозяйства, его основатель получает 100 тыс. злотых целевой безвозвратной помощи, единственное условие – отчет о расходовании этих денег. Кроме того, из фондов ЕС компенсируется половина затрат на приобретение сельхозтехники, отдельные кредитные линии со смешными для наших реалий процентами открываются для борьбы с болезнями животных и преодоления последствий эпизоотий. Отсюда следует, что молоко из Польши дешевле украинского. Кроме того, польская молочка имеет преференции по НДС на внутреннем рынке – для этой группы товаров налог составляет 5%, тогда как на рынке молочной продукции в Украине ставка НДС 20%.

Понятно, что возможности бюджета нашей страны намного скромнее, чем у Польши и ЕС, но все же они есть, и их надо использовать по максимуму. Так, из 4 млрд гривен, предназначенных для АПК в бюджете-2020, на поддержку развития животноводства запланирован 1 млрд гривен, на частичную компенсацию покупки отечественной сельхозтехники – 1 млрд грн, на удешевление кредитов – 1,2 млрд гривен. В масштабах страны этого вряд ли будет достаточно для остановки разрушительных тенденций в отрасли.

Украинские участники рынка молочной продукции ожидают от государства:

  • дотаций за реализованное молоко;
  • снижения ставки НДС на молочную продукцию;
  • компенсаций за приобретение племенных коров;
  • права покупки молочными фермами дополнительной земли сверх лимита для организации пастбищ

Эксперты, отслеживающие рынок молочной продукции в Украине, уверены, что указанные выше меры помогут за несколько лет увеличить поголовье коров в полтора раза, а годовые надои молока – до 20 млн тонн. Это позволит украинской молочной отрасли преодолеть скольжение в вниз и войти в пятерку мировых лидеров по молочному производству.

Источник: Pro-consulting

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top