
Рынок бытовой техники Укрины в 2023 году
Торговля техникой для дома и электроникой понесла тяжелые удары в течение года большой войны россиян против Украины, но смогла выстоять.
Украинский народ всегда отличался любовью к своему дому и желанием создавать в нем уют и комфортные условия. Покупка различных бытовых приборов для украинца обычно была в приоритете среди других покупок. Но с приходом полномасштабной войны российских захватчиков на наши земли, к большому сожалению, миллионам наших граждан пришлось оставить свои уютные дома и сменить место жительства.
Учитывая это, да еще и на уменьшение доходов, заинтересованность в приборах для быта сначала российской агрессии существенно упала. Но впоследствии спрос на эти товары вновь начал нарастать, ведь многим нужно было обустраивать свои новые дома или заново наполнять свой дом всем необходимым после загребущих рашистов.
Зато магазины с бытовой техникой и электроникой за период большой войны терпят миллионные убытки - из-за вражеских обстрелов и оккупации теряют свои склады и точки продаж. Но несмотря на это, продолжают работать и пытаться удовлетворять потребности клиентов.
По данным Ассоциации ритейлеров Украины, в феврале доля неработающих магазинов в сфере торговли техникой для дома и электроникой с декабря прошлого года стабилизировалась на уровне примерно 15 процентов. Однако по сравнению с мартом прошлого года, когда из 980 магазинов работало чуть больше половины (56 процентов), произошел значительный прогресс.
"После резкого сокращения неработающих торговых точек весной прошлого года (с 44 до 23 процентов), и постепенного наращивания количества открытых магазинов в течение следующих месяцев в целом за год войны удалось вернуть к работе 29 процентов магазинов. Соответственно количество закрытых магазинов упало до 146", - подсчитали в ассоциации.
Военные потери
Война добавляет немалых сложностей в работе сетей с электронными и бытовыми товарами. Магазины, попадающие под оккупацию, полностью разграбляются варварами, а на свободных территориях вражеские снаряды нередко попадают в торговые помещения или склады с товаром.
В частности, после начала полномасштабного военного вторжения было полностью уничтожено 4 торговых центра сети "Эпицентр" в Буче, Чернигове, Мариуполе и Херсоне, еще два частично повреждены. Также некоторые торговые центры закрыты из-за оккупации или размещения в зоне активных боевых действий.
"До войны работало 80 точек продаж, из них - 37 магазинов в современном формате центров техники "ЦеТе", 31 - в обычном формате и 12 внешних центров выдачи интернет-заказов. Сейчас работает 75 магазинов и уже 40 из них - в формате "ЦеТе". 2 новых открыли во время войны и сделали один реформат. Количество ЦВЗ увеличилось до 19", - рассказал директор центров техники "ЦеТе" сети торговых центров "Эпицентр" Александр Величко.
В компании "Фокстрот" сообщили, что у них в середине марта прошлого года количество работающих магазинов превышало 100, а в апреле составляло около 80.
"В результате вражеских атак полностью разрушены шесть магазинов (в частности, в Мариуполе, Херсоне, Харькове), повреждения получили три магазина - Буча, Ирпень, ТРЦ Retroville в Киеве, которые сейчас уже восстановлены и работают. Семь магазинов находятся на временно оккупированных территориях - насколько нам известно - полностью разграблены", - отметил исполнительный директор сети Алексей Зозуля.
Он подытожил, что сейчас стабильно работает 114 точек, тогда как до 24 февраля прошлого года их было 169.
В компании MOYO подчеркнули, что они достоверно потеряли пять магазинов, но пока говорить об адекватном полном анализе всех потерь невозможно.
"24 февраля 2022 года сеть MOYO насчитывала 57 магазинов (5 из которых были потеряны). За 2022 год мы открыли 11 новых магазинов. На сегодня у нас работают 63 магазина по всем областям Украины", - сообщили в сети.
Изменение спроса
Как спрос покупателей, так и ассортимент в отечественных магазинах бытовой техники и электроники сейчас полностью зависит от вызовов войны. Примером этого является бешеный спрос последних месяцев на товары для преодоления темноты и их периодический дефицит во время частых отключений электроэнергии. Возбудителем этого стали целенаправленные обстрелы рашистами энергетической инфраструктуры Украины.
Однако и другие обычные электро- и бытовые приборы также есть среди предпочтений покупателей, правда, их покупают не с таким энтузиазмом.
"В категории ноутбуки, смартфоны, планшеты и аксессуары мы наблюдаем стабильный спрос. Несколько увеличились продажи в категории бытовой техники, аксессуарах, товаров для дома и товаров для геймеров. Конечно, существенный рост был в категориях альтернативного электропитания, павербанков, портативных электростанций", - рассказывают в MOYO.
В сети отмечают, что сезонность спроса у нашего населения также сохраняется.
"Спрос, как обычно, увеличивается в период праздников и акционных предложений. Сейчас наблюдаем, что начинается спрос на электроинструменты, товары для сада и дома, мелкую бытовую технику и товары для красоты", - отметили в компании.
Согласно аналитике рынка от компании "Эпицентр", розничные цены на технику повысились в среднем на 20 процентов, а продажи в количественном измерении уменьшились на треть.
"Часть населения выехала с территории Украины и количество покупателей составило 87 процентов от довоенного времени. Из-за внутренней миграции населения упали продажи на Востоке и Юге Украины, выросли на Закарпатье и больше всего в Полтавской области, постепенно восстанавливаются в столице - Киеве", - сообщили в компании.
Как отмечают в сети, наибольший спрос сохраняется на потребительскую электронику и существенно вырос на мелкую бытовую технику.
"В целом в бытовой технике наблюдается стабильный спрос на премиальный сегмент и растет на товары низкого ценового диапазона. Подобную реакцию потребителей нам уже приходилось видеть во время кризисов прошлых лет", - подчеркнул директор центров техники "Це Те" сети "Эпицентр".
Что касается стоимости электронных товаров, то они увеличились под влиянием девальвации гривны и роста инфляции. Поэтому сейчас имеем цены на бытовую технику и электронику примерно на 20-25 процентов выше, чем до войны.
Поскольку большинство этих товаров производится за границей, то непосредственно и блокирование украинских морских портов российскими захватчиками отражается на их ассортименте. Ведь наши западные границы пока не способны своевременно пропускать такие значительные объемы. Поэтому нередко и происходят временные задержки поставок товаров.
В планах - Победа и развитие
Все без исключения сети по продаже бытовой техники и электроники пострадали в этой жестокой войне. Ведь они столкнулись с тяжелыми разрушениями складов и магазинов, проблемами в логистических цепях и закупках товаров, осложненным обеспечением сервисного обслуживания. Но и несмотря на весомые сложности этот бизнес уверенно стоит на ногах и строит планы для дальнейшего развития.
"Актуальным является углубление автоматизации бизнес-процессов, скорость и качество сервиса. Мы планируем продолжить совершенствовать наш сайт, увеличить наш ассортимент, добавить несколько новых категорий товара, существенно увеличить количество офлайн магазинов", - поделились своими планами в MOYO.
Также компания хочет сделать в некоторых магазинах обновление формата, их посетители увидят новые интерьер и декор, освещение и оборудование на торговых точках.
В планах "Эпицентра" на этот год - открытие 3-4 магазинов в формате "ЦеТе". А после Победы в войне они планируют выйти на внешние рынки.
А компания "Фокстрот" значительного роста не прогнозирует. Ожидает, что по количеству покупок 2023 год будет равен показателям 2022 года.
"Сейчас работает преимущественно рынок замены, то есть потребители идут за покупкой нового: когда сломалась старая техника, а не, к примеру, захотелось приобрести более современную модель. И пока предпосылок для роста рынка нет", - отмечают в сети.
Все отечественные торговые сети по продаже бытовой техники и электроники верят в светлое мирное будущее Украины и поэтому продолжают работать и строить планы. Что является положительным показателем для национальной экономики в целом. Также это является хорошим индикатором для иностранных инвесторов, которые хотели бы зайти на украинский рынок.
Это не может не радовать и украинских потребителей. Ведь можно быть уверенным, что ты всегда сможешь найти для себя необходимый гаджет или электронный прибор для дома. Однако неприятным остается вопрос ценовой политики на эти товары, поэтому при их покупке часто стоит быть готовым потратить немалую сумму.
Однако после нашей Победы и начала масштабного восстановления страны, которая, безусловно, будет способствовать росту уровня доходов украинцев, конечно повысится спрос и на электронику для дома.
А все вместе мы верим, что скоро наступит время, когда вновь нашими основными заботами станет выбор нового современного пылесоса или холодильника. Поэтому продолжаем жить и работать на Победу.