Цель исследования
Описать текущее состояние, основные тенденции и перспективы развития российского рынка платного ТВ.
Задачи исследования
1. Определить объем и темпы роста российского рынка платного ТВ.
2. Определить уровень проникновения платного ТВ в России.
3. Определить перспективы и прогноз развития рынка платного ТВ в ближайшие несколько лет.
4. Описать структуру рынка платного ТВ.
5. Охарактеризовать основные технологии передачи ТВ-сигнала в платном телевидении.
6. Выяснить основные тенденции развития рынка платного ТВ.
7. Определить факторы роста и факторы, сдерживающие рост рынка платного ТВ.
8. Описать потребительское поведение на рынке: отношение потребителей к услугам платного ТВ, интенсивность просмотра неэфирных каналов.
9. Охарактеризовать существующую конкурентную ситуацию на рынке платного ТВ
10. Сравнить уровень доходности с абонента (ARPU) у различных операторов рынка.
11. Охарактеризовать операторов «большой тройки» платного ТВ по следующим критериям:
12. Сделать описание сегментов платного ТВ:
13. Описать структуру спутникового телевидения, описать конкуренцию и основных игроков, выяснить факторы, сдерживающие развитие сегмента, сделать краткий обзор необходимого абонентского оборудования.
14. Описать сегмент IP-телевидения: предпосылки возникновения, текущее состояние и динамика мирового и российского рынка; выявить факторы, сдерживающие развитие сегмента; описать бизнес-модели и подходы к регулированию IPTV; дать описание существующим в России проектам .
15. Описать сегмент мобильного ТВ : предпосылки возникновения, текущее состояние и динамика мирового рынка; выявить факторы, сдерживающие развитие сегмента; описать бизнес-модели мобильного ТВ; дать описание существующим в России проектам; охарактеризовать региональные рынки мобильного телевидения.
Объект исследования
Рынок платного телевидения в России.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
РЕЗЮМЕ 9
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 11
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
МЕТОД СБОРА ДАННЫХ 15
МЕТОД АНАЛИЗА ДАННЫХ 15
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
ГЛАВА 2. ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПЛАТНОГО ТВ 17
§ 1. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 17
§ 2. УРОВЕНЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПЛАТНОГО ТВ 21
§ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 24
§ 4. СТРУКТУРА РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 26
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЧИ ТВ-СИГНАЛА В ПЛАТНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 30
§ 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ КАБЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 30
§ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СИГНАЛА ПЛАТНОГО ТВ 31
Оптоволоконная оптическая кабельная сеть (ВОЛС) 31
MMDS (Multichannel Multipoint Distribution System) 33
Недостатки MMDS: 34
HDTV- телевидение высокой четкости 34
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 37
§ 1. ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЮ КАБЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 37
§ 2. КОНСОЛИДАЦИЯ РЫНКА 39
Предпосылки инвестирования и консолидации рынка платного ТВ 39
Сделки по слиянию и поглощению на рынке платного ТВ в 2004-2006 гг. 41
Перспективные для приобретения кабельные активы. 45
Поглощение «домаших» сетей. 46
§ 3. КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТВ, МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ И ИНТЕРНЕТА 46
Рынки Интернета и платного ТВ в начале интеграции 47
Развитие рынка мультимедиа услуг 48
§ 4. РАЗВИТИЕ РЫНКА КОНТЕНТА ДЛЯ ПЛАТНОГО ТВ 50
Общая ситуация на рынке ТВ-контента 50
Бизнес-модели работы операторов с контентом 51
Возможности и перспективные направления развития отечественного контента 54
§ 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ 57
Проблемы правового регулирования предоставления услуг кабельного телевидения 57
Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность операторов КТВ 59
ГЛАВА 5. ФАКТОРЫ РОСТА И ТОРМОЖЕНИЯ РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 65
§ 1. ФАКТОРЫ РОСТА РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 65
§ 2. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ 68
ГЛАВА 6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ПЛАТНОГО ТВ 70
§ 1. ОТНОШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К УСЛУГАМ ПЛАТНОГО ТВ 70
§ 2. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ПРИЕМА ТЕЛЕВИЗИОННОГО СИГНАЛА 70
§ 3. ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРОСМОТРА НЕЭФИРНЫХ КАНАЛОВ 73
ГЛАВА 7. КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ПЛАТНОГО ТВ 76
§ 1. ХОЛДИНГ «РЕНОВА-МЕДИА» 78
§ 2. ОАО «НАФТА-МОСКВА» 79
§ 3. АФК «СИСТЕМА» 80
§ 4. «НТВ-ПЛЮС» 81
§ 5. «МУЛЬТИРЕГИОН» 82
§ 6. ЗАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» 83
§ 7. ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ» 84
§ 8. ARPU ОПЕРАТОРОВ РЫНКА 85
ГЛАВА 8. "РЕНОВА МЕДИА" 87
§ 1. СОЗДАНИЕ «РЕНОВА-МЕДИА» 87
Активы «Ренова Медиа» 88
Планы и стратегии развития «Ренова-Медиа» 89
§ 2. ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ «РЕНОВЫ» В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ БИЗНЕСЕ В 2006 ГОДУ 90
Приобретение пакета акций «Телеинформ» 90
Приобретение акций «Космос-ТВ» 92
Приобретение акций «Комкор» 94
Приобретение акций MCC. 94
§ 3. ЗАО «КОМКОР- ТВ» (БРЕНД «АКАДО») 94
История развития компании и зона обслуживания 94
Акционеры компании 95
Динамика развития сети, абонентской базы и доходов оператора 97
Стратегия и тактика развития компании 102
Тарифные планы «Комкор-ТВ» 104
ГЛАВА 9. АФК «СИСТЕМА» 108
§ 1. ИСТОРИЯ ПРИСУТСТВИЯ НА РЫНКЕ ПЛАТНОГО ТВ. 108
§ 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КОМПАНИИ. 110
Производство собственного контента 110
Региональная экспансия 111
Модернизация кабельных сетей. 113
Продвижение сквозного бренда АФК «Система» 114
Создание единой сети «Стрим» 114
§ 3. ПРИОБРЕТЕНИЯ “СИСТЕМА МАСС-МЕДИА” В 2005-2006 ГГ. 115
«Эста» 115
"Объединенные кабельные сети" (UCN) 116
Другие компании 119
§ 4. АКТИВЫ UCN 120
ЗАО "Каскад-ТВ", г.Саратов 120
ЗАО «ТРАНК», г.Астрахань 121
Телерадиокомпания "Интер ТВ", г.Иваново 122
ООО «Кузнецктелемост», г. Новокузнецк 124
§ 5. ЗАО "КОСМОС-ТВ", Г. МОСКВА 125
ГЛАВА 10. «НАФТА-МОСКВА» 129
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФПГ. «НАФТА-МОСКВА» 129
§ 2. ОАО "МОСТЕЛЕКОМ" 131
§ 3. ГРУППА КОМПАНИЙ "НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ" 134
Общие сведения 134
Финансовые итоги деятельности Группы компаний НКС за 2004 год 135
Стандартные пакеты ТВ-каналов НКС 136
Планы развития компании 137
Приобретение ООО "Телесеть-Сервис", г. Екатеринбург 138
ОАО "ТКТ", г.Санкт-Петербург 139
История и учредители ОАО "ТКТ". 139
Цели и задачи ОАО "ТКТ" 139
Услуги ОАО "ТКТ" 140
Финансовые показатели деятельности компании. 142
Модернизация сетей ОАО «ТКТ». 142
Технологии предоставления платного ТВ в «ТКТ» 144
Стоимость подключения и абонентская плата в «ТКТ». 145
Реклама и продвижение «ТКТ» 146
ОАО "НКС - ЕвроАзия", г Екатеринбург 147
Тарифы и стоимость подключения к платному ТВ. 148
ООО "НовАКТВ", г.Новосибирск 148
ГЛАВА 11. ЗАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» 151
§ 1. О КОМПАНИИ. 151
§ 2. УСЛУГИ. 153
§ 3. ТЕХНОЛОГИЯ 154
§ 4. ПЛАНЫ И СТРАТЕГИЯ 154
§ 5. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОХВАТ 156
«Эр-Телеком» в Пензе 157
«Эр-Телеком» в Кирове 157
«Эр-Телеком» в Удмуртии 158
§ 6. «ДИВАН-ТВ» 158
ГЛАВА 12. СЕГМЕНТ СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. 160
§ 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ. 160
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 162
§ 3. СЕГМЕНТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 164
ФГУП “Космическая связь” (ГПКС) 164
ОАО “Газком” 167
Другие игроки 168
§ 4. СЕГМЕНТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ (СНВ) 170
ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СПУТНИКОВОГО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ В РОССИИ 171
Медленный рост количества абонентов 171
Проблема пиратства 172
Высокие барьеры входа на рынок 175
ОБЗОР АБОНЕНТСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СНВ 176
Антенны 176
Конверторы 176
Приемники-декодеры 176
Ресиверы 177
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ В СЕГМЕНТЕ СНВ 178
«НТВ - ПЛЮС» 179
История компании и динамика развития 179
Финансовые показатели 181
Миссия компании 182
Технологические инновации 183
Внедрение Dolby Digital 5.1 183
Внедрение HDTV 183
Другие новации. 184
Основные пакеты , стоимость и политика подключения 185
Производство контента в «НТВ-Плюс» 186
Географический охват компании 188
Украина 188
Восточная часть России. 189
ЗАО «НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ» («ТРИКОЛОР ТВ») 191
ГЛАВА 13. СЕГМЕНТ IPTV- ТЕЛЕВЕЩАНИЕ ПО IP-СЕТЯМ 194
§ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ IPTV 194
§ 2. УСЛУГИ IPTV 194
§ 3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА МИРОВОГО РЫНКА IPTV 197
Емкость и темпы роста рынка 197
География распространения IPTV 201
Крупнейшие мировые провайдеры IPTV 203
Спрос на дополнительные услуги IPTV 204
§ 4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА IPTV 205
§ 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ IPTV. 207
§ 6. ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ IPTV 209
§ 7. БИЗНЕС МОДЕЛИ IPTV 210
IPTV от оператора вещания 211
IPTV от оператора связи 212
Операторы объединяются с поставщиком услуг 213
§ 8. ПРОЕКТЫ IPTV В РОССИИ 213
ЮТК (ОАО "Южная телекоммуникационная компания") 215
"Корбина Телеком" 216
«Новотелеком» 216
Synterra Media 217
ОАО "Центральный телеграф 219
ОАО «ЦентрТелеком» 220
§ 9. ПРЕИМУЩЕСТВА IPTV 221
§ 10. НЕДОСТАТКИ IPTV 222
§ 11. РЫНОК ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ IPTV 224
§ 12. «СТРИМ-ТВ» 226
Общие сведения о компании 226
Динамика развития абонентской базы 227
Ребрендинг «МТУ- Интел» 228
Рекламная кампания 229
Тарифная революция 229
Политика продаж 229
Абонентское обслуживание 230
«Стрим» в регионах 230
Производство контента и дополнительные услуги IPTV от «Стрим-ТВ» 231
Тарифные планы и политика подключения 235
Правовое регулирования деятельности «Стрим-ТВ» 236
ГЛАВА 14. МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ 238
§ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ МОБИЛЬНОГО ТВ 238
§ 2. ЕМКОСТЬ И ТЕМПЫ РОСТА В МИРЕ 238
§ 3. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ 241
§ 4. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ 242
§ 5. БИЗНЕС-МОДЕЛИ МОБИЛЬНОГО ТВ 244
§ 6. ПРОЕКТЫ МОБИЛЬНОГО ТВ В РОССИИ 245
ОАО "МегаФон" 245
«Скай Линк» 246
«Смартс» 247
ООО "Цифровое телерадиовещание" (ЦТВ) 247
«А1: Первый альтернативный контент-провайдер» 248
ГЛАВА 15. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ПЛАТНОГО ТВ 250
§ 1. МОСКВА 250
§ 2. САРАТОВ 253
§ 3. САМАРА 256
§ 4. НОВОСИБИРСК 258
Кабельное телевидение в Новосибирске 259
Интернет-телевидение в Новосибирске 262
§ 5. ВОЛОГДА 263
«Северо-Западный Телеком» 263
«Комтел-Вологда» 264
Отчет содержит 38 диаграмм и 22 таблицы.
Диаграммы
Диаграмма 1. Структура доходов от услуг телерадиовещания по сегментам в 2003 г., %
Диаграмма 2. Доходы от ТВ-услуг (кабельное, спутниковое ТВ, MMDS)в 2002-2007 гг., млн.долл.
Диаграмма 3. Темпы роста доходов от ТВ-услуг (кабельное, спутниковое ТВ, MMDS)в 2003-2007 гг., %.
Диаграмма 4. Доля коммерческих услуг в доходах операторов платного ТВ в 2002-2007 гг., %
Диаграмма 5. Динамика изменения количества абонентов платного ТВ России, 2004-2011гг, млн. абонентов
Диаграмма 6. Динамика изменения количества абонентов платного ТВ по сегментам в России, 2004-2012гг, млн. абонентов
Диаграмма 7. Динамика изменения количества абонентов платного ТВ по сегментам в Москве, 2004-2012гг, млн. абонентов
Диаграмма 8. Структура рынка платного ТВ по ценовому критерию в Москве и России в 2011гг,%
Диаграмма 9. Динамика мирового спроса на передачу аналоговых, стандартных цифровых и HDTV телеканалов в 2006 и 2015 годах
Диаграмма 10. Динамика развития сегментов мультимедиарынка (в т.ч. платное ТВ), 2002-2008 гг., тыс.долл.
Диаграмма 11. Типы приема россиянами сигналов телевизионного вещания (%)
Диаграмма 12.Типы приема россиянами сигналов телевизионного вещания в зависимости от региона (%)
Диаграмма 13. Готовность использования россиянами услуг платного телевидения (%)
Диаграмма 14.Количество неэфирных каналов известных потребителям в зависимости от возраста.
Диаграмма 15. Основные показатели российской аудитории неэфирных телеканалов, (%). февраль 2006.
Диаграмма 16. Доли крупнейших игроков российского рынка платного ТВ по выручке в 2004 году.
Диаграмма 17.Доли крупнейших игроков российского рынка платного ТВ по абонентской базе в 2004 году.
Диаграмма 18. Структура рынка платного ТВ по холдингам, 2005 г.
Диаграмма 19. ARPU операторов платного телевидения, $
Диаграмма 20. Рост охвата кабельной сети «Комкор-ТВ» в 2003-2006 гг, тыс. квартир.
Диаграмма 21. Динамика роста количества абонентов «Комкор ТВ» услуг платного ТВ и интернет-услуг в 2003-2006 гг, тыс. абонентов.
Диаграмма 22. Динамика размеров выручки «Комкор-ТВ» с 2004 по 1 кв.2006 гг, млн. долл.
Диаграмма 23. Глобальный спрос на ресурсы спутников связи на геостационарной орбите в 2006-2015
Диаграмма 24. Структура загрузки спутниковой группировки ГПКС на конец 2005 года, %
Диаграмма 25. Количество подписчиков «НТВ-Плюс», в 2003-2007* гг., тыс. человек
Диаграмма 26. Число абонентов мирового рынка IPTV (январь 2004 – сентябрь 2005), тыс.человек.
Диаграмма 27.Рост доходов рынка IPTV в мире до 2008 г., по прогнозам аналитических агентств.
Диаграмма 28 .Рост абонентской базы IPTV в мире до 2013 года , по прогнозам различных аналитических агентств.
Диаграмма 29. Рост числа подписчиков на услуги IPTV в мире по прогнозу Informa Telecoms & Media в 2005-2010 гг, млн. чел.
Диаграмма 30. Количество пользователей IPTV в различных странах в 2005 г., тыс. подписчиков
Диаграмма 31. Доли различных стран в абонентской базе IPTV в 2005 г., тыс. подписчиков
Диаграмма 32. Число домохозяйств, пользующихся услугой «видео по запросу» в 2005 и 2010 гг, млн
Диаграмма 33. Выручка операторов от предоставления услуги «видео по запросу» в 2005 и 2010 гг., млрд. долл.
Диаграмма 34. Количество подписчиков на услуги IPTV в России в 2005-2010 гг., тыс. чел.
Диаграмма 35. Итоги деятельности ЗАО «МТУ-Интел», 2005-2006 гг.
Диаграмма 36. Структура пользования услугами мобильного ТВ в мире по регионам в 2011 году, %
Диаграмма 37. Объем потребления услуг мобильного ТВ по регионам в 2011 году, млн. человек.
Диаграмма 38. Структура московского рынка коммерческого ТВ, март-апрель 2006 г.,%
Таблицы:
Таблица 1.Основные сделки на рынке платного ТВ, 2004г.
Таблица 2.Основные сделки по приобретению активов на рынке платного ТВ, 2005-2006гг.
Таблица 3. Тарифы на основные пакеты ТВ-каналов «Акадо» («Комкор-ТВ»)
Таблица 4. Тарифы на дополнительные пакеты каналов «Акадо» («Комкор-ТВ»)
Таблица 5. Тарифы на объединенные пакеты: «интернет + телевидение» от «Акадо» («Комкор-ТВ»)
Таблица 6.Пакеты и тарифы на услуги ТВ ЗАО "Каскад-ТВ", г.Саратов
Таблица 7. Стоимость подключения и абонентская плата в городах Астраханской области ЗАО «ТРАНК»
Таблица 8. Стоимость услуг кабельного ТВ ООО «Кузнецктелемост», г. Новокузнецк
Таблица 9.Стоимость приобретения оборудования приемной ТВ-системы «КОСМОС-ТВ»
Таблица 10. Тарифы на различные пакеты ТВ-каналов ЗАО «Космос-ТВ»
Таблица 11. Региональные активы ГК «НКС» (охват сети, абонентская база).
Таблица 12. Стоимость услуг КТВ и оборудования ОАО «НКС-ЕвроАзия»
Таблица 13. Стоимость абонентской платы за услуги КТВ ООО "НовАКТВ", г.Новосибирск
Таблица 14. Тематика ТВ-каналов, предоставляемых абонентам «ДИВАН-ТВ» в г. Перми.
Таблица 15. Структура российского и мирового рынка услуг спутниковой связи.
Таблица 16. Состав телевизионных пакетов «НТВ-Плюс»
Таблица 17. Стоимость установки обоудования «НТВ-Плюс»
Таблица 18. Крупнейшие провайдеры IPTV, 2005
Таблица 19.Экономика проектов IP TV: расходы и доходы*
Таблица 20. Тарифы на услуги «Стрим-ТВ»
Таблица 21. Тематические блоки в тарифах «Стрим ТВ»
Таблица 22. Тарифы «Стрим Интернет»+ «Стрим ТВ»