Исследование посвящено изучению состояния российского рынка обуви.
Цель исследования
Описать состояние рынка обуви в России.
Задачи исследования
1. Описать общую ситуацию на мировом рынке обуви:
· объем рынка;
· тенденции и динамику развития;
· позиции стран-лидеров в производстве обуви.
2. Определить объем российского рынка обуви.
3. Определить темпы роста обувного рынка России.
4. Описать тенденции и перспективы развития российского рынка обуви.
5. Описать основные сегменты российского рынка обуви.
6. Определить доли следующих сегментов российского рынка обуви в общем объеме российского обувного рынка:
· женской обуви;
· мужской обуви;
· детской обуви.
7. Описать основных игроков российского рынка обуви:
· крупнейших производителей;
· сетевых продавцов обуви.
8. Выявить лидеров российского рынка обуви:
· по объемам производства;
· по объемам продаж;
· по числу магазинов;
· по охвату регионов.
9. Определить объемы продаж российских производителей.
10. Определить объемы потребления обуви россиянами.
11. Выявить уровень спонтанного и общего знания марок обуви.
· женщинами и мужчинами;
· жителями Москвы и крупных городов.
12. Определить покупательские предпочтения на рынке обуви.
· Изучить новые тенденции в поведении потребителей обуви.
· Выявить составляющие нефункционального спроса на обувь.
· Определить предпочтения россиян в вопросе выбора стран-производителей обуви.
· Выявить ключевые критерии выбора обуви.
13. Описать основные форматы торговли обувью в России.
14. Определить объемы продаж крупнейших обувных розничных торговых сетей.
15. Выявить каналы продаж:
· отечественных производителей обуви;
· зарубежных производителей обуви.
16. Охарактеризовать наиболее популярные форматы торговли в г. Москве.
17. Выявить особенности региональных рынков обуви на примере:
· Санкт-Петербурга;
· Ростова-на-Дону;
· Новосибирска;
· Барнаула.
18. Оценить уровень конкуренции на рынке обуви в вышеуказанных городах.
19. Оценить перспективы развития рынка обуви в вышеуказанных городах.
Объект исследования
Рынок обуви в России.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group, а также законодательных и подзаконных актов..
Методы анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
Исследование может представлять интерес для отечественных и зарубежных компаний, работающих на российском рынке обуви или планирующих вести бизнес в этой сфере. Кроме того, к числу заинтересованных лиц можно отнести финансовые, инвестиционные, маркетинговые, консалтинговые и страховые компании, а также банки, в той или иной форме сотрудничающие с компаниями-игроками рынка обуви в России.
Материалы исследования помогут специалистам компаний и всем заинтересованным лицам сделать обобщенную оценку как состояния российского рынка обуви в целом, так и составить представление о каждом из его сегментов. Это будет способствовать принятию более обоснованных решений при планировании бизнес-процессов, развитии компании и формировании маркетинговых стратегий.
Список таблиц и диаграмм........................................................................................................ 5
РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 8
ГЛАВА 1. Технологические характеристики исследования............................................... 9
Цель исследования............................................................................................................... 9
Задачи исследования............................................................................................................ 9
Объект исследования......................................................................................................... 10
Метод сбора данных........................................................................................................... 10
Метод анализа данных....................................................................................................... 10
Информационная база исследования................................................................................ 11
ГЛАВА 2. Мировой рынок обуви: объем, тенденции, страны-лидеры, влияние на
состояние российского рынка................................................................................................. 12
ГЛАВА 3. Основные показатели состояния российского рынка обуви.......................... 14
§ 1. Объем российского рынка обуви............................................................................... 14
§ 2. Темпы роста российского рынка обуви..................................................................... 19
§ 3. Структура российского рынка обуви......................................................................... 19
Сегментация рынка обуви по цене................................................................................... 20
Сегментация рынка обуви по половозрастным качествам потребителей.................... 22
Дифференциация обуви по стилю.................................................................................... 26
Сегментация потребителей по частоте приобретения обуви........................................ 28
§ 4. Потребление обуви в России...................................................................................... 29
§ 5. Объем и динамика производства обуви в России.................................................... 32
ГЛАВА 4. Факторы, влияющие на состояние российского рынка обуви....................... 34
§ 1. Потребительское поведение....................................................................................... 34
§ 2. Предпочтения по местам приобретения обуви........................................................ 35
§ 3. Влияние ситуации на мировом рынке обуви............................................................ 36
§ 4. Государственное регулирование в обувной отрасли............................................... 37
ГЛАВА 5. Перспективы развития рынка обуви в России................................................. 40
ГЛАВА 6. Состояние обувной промышленности в России................................................ 42
ГЛАВА 7. Российские производители обуви........................................................................ 45
§ 1. Крупнейшие российские производители обуви....................................................... 45
§ 2. «Брис – Босфор»........................................................................................................... 47
§ 3. «Юничел»..................................................................................................................... 48
§ 4. «Ralf Ringer»................................................................................................................... 51
§ 5. «Вестфалика»................................................................................................................ 54
§ 6. «Егорьевская обувная фабрика».................................................................................. 55
§ 7. «Парижская коммуна».................................................................................................. 56
ГЛАВА 8. Основные форматы торговли обувью на российском рынке........................ 59
§ 1. Предпочитаемые форматы торговли......................................................................... 59
§ 2. Розничная торговля обувью в Москве....................................................................... 62
§ 3. Факторы, определяющие выбор магазина потребителями...................................... 63
§ 4. Каналы продаж обуви отечественного производства............................................. 65
§ 5. Каналы продаж обуви зарубежного производства................................................... 66
§ 6. Крупные розничные сети: организация системы продаж....................................... 67
§ 7. Форматы торговли, предпочитаемые средним классом.......................................... 68
ГЛАВА 9. Деятельность и объем продаж ведущих компаний - розничных
продавцов обуви......................................................................................................................... 69
§ 1. Наиболее покупаемые марки обуви........................................................................... 69
§ 2. «Белвест»...................................................................................................................... 70
§ 3. Сеть обувных магазинов «Ж»..................................................................................... 71
§ 4. «Центр-Обувь»............................................................................................................. 73
§ 5. «Эконика-Обувь»......................................................................................................... 74
§ 6. Camelot.......................................................................................................................... 76
§ 7. «Еcco»............................................................................................................................ 78
§ 8. «Monarch»...................................................................................................................... 79
§ 9. «Salamander».................................................................................................................. 82
ГЛАВА 10. Потребительское поведение на рынке обуви................................................. 84
§ 1. Новые тенденции в потребительском поведении покупателей обуви.................. 84
§ 2. Самые известные обувные бренды обуви среди москвичей и жителей крупных
городов................................................................................................................................. 84
§ 3. Самые известные обувные бренды среди мужчин в России и Москве................. 85
§ 4. Нефункциональный спрос на обувь........................................................................... 86
§ 5. Предпочтения россиян по странам-производителям обуви................................... 88
§ 6. Функциональные критерии выбора обуви................................................................ 89
ГЛАВА 11. Региональные рынки обуви................................................................................ 93
§ 1. Санкт-Петербург.......................................................................................................... 93
Объем рынка, доли импортной и отечественной обуви................................................ 93
Основные игроки рынка.................................................................................................... 94
Сегменты рынка по цене................................................................................................... 95
§ 2. Ростов-на-Дону............................................................................................................ 95
Темпы роста и динамика развития рынка........................................................................ 95
Основные игроки рынка.................................................................................................... 96
§ 3. Новосибирск................................................................................................................. 97
Ведущие торговые сети и уровень конкуренции............................................................. 97
Основные тенденции......................................................................................................... 98
Люксовый сегмент рынка обуви..................................................................................... 101
§ 4. Барнаул....................................................................................................................... 102
Конъюнктура рынка обуви г. Барнаул............................................................................ 102
Перспективы развития рынка.......................................................................................... 103
Ассоциация обувщиков Алтайского края....................................................................... 104
ГЛАВА 12. Позиции ряда иностранных производителей обуви на российском
рынке......................................................................................................................................... 105
§ 1. «Bata».................................................................................................................................... 105
§ 2. «GEOX»................................................................................................................................ 106
Отчет содержит 28 диаграмм и 18 таблиц.
Диаграммы:
Диаграмма 1. Доля российских предприятий в мировом производстве обуви в натуральном выражении в
Диаграмма 2. Объем российского рынка обуви в натуральном выражении в 2000-2004 гг., млн. пар.
Диаграмма 3. Объем российского рынка обуви в натуральном выражении в 1996-2003 гг., млн. пар.
Диаграмма 4. Объем российского рынка обуви в стоимостном выражении в 2000-2004 гг., $ млн.
Диаграмма 5. Доли мужской, женской и детской обуви в общем объеме рынка в
Диаграмма 6. Доли различных видов обуви (сандалии, зимние ботинки, ботинки и туфли) в общем объеме продаж мужской обуви в
Диаграмма 7. Доли различных типов обуви (демисезоанные сапоги и ботинки, зимние сапоги и ботинки, босоножки и сандалии, туфли) в общем объеме продаж женской обуви в
Диаграмма 8. Рейтинг популярности различных форматов торговли детской обувью в
Диаграмма 9. Частота покупки обуви мужчинами и женщинами, проживающими в Москве в
Диаграмма 10. Частота покупки обуви представителями различных возрастных групп в
Диаграмма 11. Объемы потребления обуви в России в 1913, 1965, 1977 и 2002 гг., количество пар обуви на одного человека.
Диаграмма 12. Динамика объемов производства обуви в России в 1996-2004 гг., млн. пар.
Диаграмма 13. Рост объемов производства обуви на Егорьевской фабрике в 2000- 2004 гг., %.
Диаграмма 14. Рейтинг популярности форматов розничной торговли в
Диаграмма 15. Рейтинг популярности форматов розничной торговли обувью в
Диаграмма 16. Наиболее популярные форматы розничной торговли обувью в Москве в
Диаграмма 17. Рейтинг факторов выбора места покупки обуви в
Диаграмма 18. Рейтинг факторов выбора места покупки обуви представителями различных возрастных групп в
Диаграмма 19. Доли марок обуви, наиболее часто покупаемых мужчинами 18-34 лет в Москве и России в 2003-2004 гг., %.
Диаграмма 20. Факторы выбора обуви потенциальными покупателями в
Диаграмма 21. Факторы выбора обуви женщинами в
Диаграмма 22. Факторы выбора обуви мужчинами в
Диаграмма 23. Наиболее популярные периоды приобретения обуви (начало сезона, период распродаж и т.д.) в
Диаграмма 24. Факторы, влияющие на выбор обуви посетителями фирменных магазинов в
Диаграмма 25. Объем Санкт-петербургского рынка обуви для взрослых в 2000-2004 гг. в стоимостном выражении, $ млн.
Диаграмма 26. Объем Санкт-Петербургского рынка обуви для взрослых в 2000-2004 гг. в натуральном выражении, млн. пар
Диаграмма 27. Доли продаж обуви различных ценовых сегментов в Новосибирске в
Диаграмма 28. Объем продаж компании GEOX в 1995- 2003 гг., млн. евро
Таблицы:
Таблица 1. Распределение обувных брендов по ценовым сегментам.
Таблица 2. Ценовая сегментация российского рынка обуви, тыс. руб.
Таблица 3. Половая и возрастная сегментация обувных брендов
Таблица 4. Распределение обувных брендов по стилевым сегментам (классическая, спортивная, домашняя, эксклюзивная).
Таблица 5. Потребление обуви в различных странах в
Таблица 6. Расходы на приобретение одежды и обуви в семьях с различными доходами в
Таблица 7. Распределение российских производителей обуви по сегментам (массовой, мужской, детской обуви).
Таблица 8 Объемы производства крупнейших российских производителей обуви в 1-ом полугодии
Таблица 9. Рейтинг крупнейших российских производителей обуви в 1-ом полугодии
Таблица 10. Динамика основных показателей деятельности компании «Юничел» в 1998-2002 гг.
Таблица 11. Доли продаж пяти обувных брендов компании Ralf Ringer в общем объеме продаж компании в
Таблица 12. Доли продаж обуви через различные форматы розничной торговли в России в
Таблица 13. Доли продаж через различные форматы розничной торговли в регионах России в
Таблица 14. Рейтинг популярности различных форматов розничной торговли обувью среди представителей «среднего класса» в
Таблица 15. Доли продаж (среди мужчин и женщин) наиболее популярных марок обуви в 2005 году, %.
Таблица 16. Рейтинг наиболее популярных марок обуви среди жителей Москвы и крупных городов России в
Таблица 17. Объем и динамика экспорта различных типов итальянской обуви в Россию в
Таблица 18. Основные показатели деятельности компании GEOX (объем продаж, рост продаж, EBITDA, чистая прибыль, доля экспорта в продажах, число произведенных пар обуви, число магазинов) в 2000-2003 гг.