Исследование посвящено изучению состояния рынка одежды в России.
Цель исследования
Описать состояние российского рынка одежды.
Задачи исследования
1. Описать общее состояние легкой, текстильной и швейной промышленности России.
2. Определить объем, темпы роста и основные тенденции на мировом рынке одежды.
3. Описать структуру рынка одежды в России.
4. Определить объем российского рынка одежды, легального и теневого секторов рынка.
5. Провести сравнительный анализ норм потребления одежды в СССР и России.
6. Определить темпы роста рынка одежды.
7. Выявить основные тенденции и перспективы развития российского рынка одежды.
8. Выявить и описать основные сегменты рынка одежды. Определить их объем, темпы роста, основные тенденции, участников:
9. Охарактеризовать покупателей различных типов одежды по следующим признакам: возраст, уровень дохода и т.д.
10. Выявить мотивы покупок, факторы выбора одежды и мест покупок, описать покупательское поведение потребителей одежды.
11. Выявить современные тенденции стиля и дизайна одежды.
12. Охарактеризовать уровень конкуренции на российском рынке одежды.
13. Описать основных игроков российского рынка одежды.
Объект исследования
Российский рынок одежды.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
Исследование может представлять интерес для отечественных и зарубежных компаний, работающих на рынке одежды. Кроме того, к числу заинтересованных лиц можно отнести финансовые, инвестиционные, маркетинговые, консалтинговые и страховые компании, а также банки, в той или иной форме сотрудничающие с компаниями, ведущими бизнес на рынке одежды.
Материалы исследования помогут специалистам компаний и всем заинтересованным лицам сделать обобщенную оценку как состояния российского рынка одежды в целом, так и составить представление о каждом из его сегментов. Это будет способствовать принятию более обоснованных решений при планировании бизнес-процессов, развитии компании и формировании маркетинговых стратегий.
ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ................................................................................................... 5
РЕЗЮМЕ....................................................................................................................................... 8
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ................ 10
Цель исследования...................................................................................................................... 10
Задачи исследования................................................................................................................... 10
Объект исследования.................................................................................................................. 10
Метод сбора данных.................................................................................................................... 11
Метод анализа данных................................................................................................................ 11
Информационная база исследования......................................................................................... 11
ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В
2000 - НАЧАЛЕ 2006 ГГ............................................................................................................ 12
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО
РЫНКА ОДЕЖДЫ.................................................................................................................... 21
§ 1. Структура рынка одежды..................................................................................................... 21
§ 2. Объем и динамика мирового рынка одежды, темпы роста, основные тенденции........ 25
Основные показатели мирового рынка одежды....................................................................... 25
Основные тенденции.................................................................................................................. 29
§ 3. Рынок одежды в России: объемы и темпы роста рынка................................................... 31
§ 4. Нормы потребления одежды в России и СССР................................................................ 36
§ 5. Основные тенденции и перспективы рынка одежды в России...................................... 40
Предпочтения потребителей...................................................................................................... 45
Спрос на различные типы одежды............................................................................................ 48
6. Уровень конкуренции на российском рынке одежды.......................................................... 49
Отечественные производители и поставщики одежды........................................................... 49
Швейная фабрика ОАО «Северянка»......................................................................................... 51
ЗАО «Первомайская заря»........................................................................................................... 51
ЗАО «Славянский текстиль»....................................................................................................... 52
Фабрика одежды Санкт-Петербурга (ЗАО «ФОС-П»)............................................................. 52
Альянс «Русский текстиль» и ТДЛ-Холдинг............................................................................. 53
Ведущие иностранные производители и поставщики одежды............................................... 53
Benetton.......................................................................................................................................... 53
Группа компаний Fashion continent.............................................................................................. 54
MEXX............................................................................................................................................ 54
Zara................................................................................................................................................ 55
Торговая марка Gap...................................................................................................................... 55
Немецко-бельгийская компания C&A....................................................................................... 56
ГЛАВА 4. Ситуация в отдельных сегментах рынка одежды в России........................... 58
§ 1. Рынок детской одежды......................................................................................................... 58
Основные участники рынка....................................................................................................... 62
«Арктика»...................................................................................................................................... 62
«Глория Джинс» для детей......................................................................................................... 63
Концерн «Детки»......................................................................................................................... 63
Компания «Аладдин и Ко»......................................................................................................... 63
Sela для детей............................................................................................................................... 64
Компания Tartine et Chocolat........................................................................................................ 64
«Кенгуру»...................................................................................................................................... 64
§ 2. Рынок спортивной одежды................................................................................................. 65
Общая характеристика рынка: объем, темпы роста, основные тенденции, ключевые
факторы, перспективы развития................................................................................................ 65
Известность марок спортивной одежды и обуви..................................................................... 66
Ведущие производители и продавцы спортивной одежды на российском рынке............... 68
Adidas и Salomon........................................................................................................................... 68
Puma............................................................................................................................................... 68
Nike................................................................................................................................................ 69
Columbia Sportswear Company...................................................................................................... 69
Деятельность крупнейших в России мультибрендовых спортивных сетей по продаже
спортивной одежды.................................................................................................................... 70
Спортмастер................................................................................................................................. 70
Intersport........................................................................................................................................ 70
Эпицентр...................................................................................................................................... 71
§ 3. Рынок спецодежды............................................................................................................... 71
Общая характеристика рынка: объем, темпы роста, основные тенденции, ключевые
факторы, перспективы развития................................................................................................ 71
§ 4. Рынок джинсовой одежды................................................................................................... 75
Общая характеристика рынка: объем, темпы роста, основные тенденции, ключевые
факторы, перспективы развития................................................................................................ 75
Основные участники рынка....................................................................................................... 77
«Глория Джинс»........................................................................................................................... 77
Levi Strauss..................................................................................................................................... 78
GUESS?......................................................................................................................................... 78
VF Corporation............................................................................................................................... 79
Diesel.............................................................................................................................................. 79
Vigossjeans..................................................................................................................................... 79
Mavi Jeans...................................................................................................................................... 80
ГЛАВА 5. Потребительское поведение на рынке одежды................................................ 81
§ 1. Сегментация потребителей по уровню доходов: объем сегментов и общая
характеристика............................................................................................................................. 81
§ 2. Сегментация потребителей по социально-демографическим характеристикам и
предпочитаемым форматам торговли........................................................................................ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Социально-экономическое развитие России в 2004-январе
2006 гг........................................................................................................................................... 86
Отчет содержит 28 диаграмм и 21 таблицу.
Диаграммы:
Диаграмма 1. Доля тканей (хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических) отечественного и импортного производства на российском рынке текстиля в
Диаграмма 2. Доля хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей в общем объеме производства текстиля в России в
Диаграмма 3. Доля хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей в общем объеме потребления текстиля в России в
Диаграмма 4. Доля экспорта и импорта на рынке текстиля по основным видам тканей (х/б, шерстяные, шелковые и синтетические, льняные) в
Диаграмма 5. Темпы прироста мирового рынка одежды в 2002-2005 гг., %.
Диаграмма 6. Экспорт текстиля и одежды из Китая в страны ЕС в стоимостном выражении в 2000-2005 гг., млрд. евро.
Диаграмма 7. Доля крупнейших стран-импортеров в общем объеме мирового импорта текстиля и одежды в
Диаграмма 8. Объем импорта текстильных машин из ЕС в Китай в 2000 –2004 гг., млн евро.
Диаграмма 9. Доля ведущих мировых экспортеров в общем объеме мирового экспорта текстиля и одежды в
Диаграмма 10. Доли основных сегментов рынка одежды (высокий ценовой сегмент - pr?t-a-porte, pr?t-a-porte lux, средний и нижний ценовой сегмент) в общем объеме рынка одежды в
Диаграмма 11. Рентабельность потребительских рынков в
Диаграмма 12. Доля расходов на покупку тканей, одежды и обуви в общем объеме потребительских расходов в СССР и в России в 1940 1965, 1977, 2005 гг., %.
Диаграмма 13. Распределение площадей в торговых центрах между различными типами арендаторов в
Диаграмма 14. Структура российской одежной розницы (вещевые рынки, универмаги, сети западных брендов и сети российских брендов) в
Диаграмма 15. Доли вещевых рынков и других форматов торговли в общем объеме продаж продукции легкой промышленности по группам товаров в России в
Диаграмма 16. Рейтинг популярности ведущих российских и зарубежных марок одежды в России в
Диаграмма 17. Рейтинг популярности ведущих российских и зарубежных марок одежды в Москве в
Диаграмма 18. Структура предпочтений российских покупателей мужской одежды по странам – производителям в
Диаграмма 19. Доля покупателей детской одежды в % от населения РФ в 2000- 2004 гг..
Диаграмма 20. Структура рынка детской одежды в России: доли низшего, среднего и высшего ценового сегментов в
Диаграмма 21. Доля покупателей детской одежды, предпочитающих импортные товары в 2000-2004 гг., %.
Диаграмма 22. Предпочтительные места покупки детской одежды в 2000-2004 гг., %.
Диаграмма 23. Наиболее популярные марки спортивной одежды и обуви, %.
Диаграмма 24. Доли компаний-ведущих производителей («Восток-Сервис», «Тракт», «Техноавиа» и др.) на рынке спецодежды от общего объема российского рынка спецодежды в
Диаграмма 25. Основные причины выбора потребителем импортной продукции на рынке джинсовой одежды в России в
Диаграмма 26. Структура населения РФ по уровню дохода в
Диаграмма 27. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2003-2005 гг.
Диаграмма 28. Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в 2003 – 2005 гг.
Таблицы:
Таблица 1. Динамика объемов производства промышленной продукции (доля легкой промышленности) в 1992-2004 гг., в ценах
Таблица 2. Производства продукции легкой промышленности и основных ее подотраслей (текстильной, швейной, кожевенной, меховой и обувной) в % к
Таблица 3. Производство продукции легкой промышленности и ее основных подотраслей (текстильной, швейной, кожевенной, меховой и обувной) РФ в % к предыдущему году в период 2001-2004 гг.
Таблица 4. Производство продукции текстильной и швейной подотраслей легкой промышленности РФ в % к предыдущему периоду по месяцам в период 2003-2005 гг.
Таблица 5. Объем иностранных инвестиций в легкую промышленность России в 2002-2004 гг., млн долл.
Таблица 6. Индекс потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров (ткани, одежда, обувь, чулочно-носочные изделия, верхний трикотаж, бельевой трикотаж) в 2002-2004 гг. (в %, декабрь к декабрю предыдущего года).
Таблица 7. Индексы цен на отдельные непродовольственные товары (ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь, медикаменты и др.) в январе- феврале
Таблица 8. Выпуск основных продуктов легкой промышленности (ткани, чулочно-носочные изделия, трикотажные изделия, пальто, плащи, костюмы, брюки, хромовые кожтовары, юфтевые кожтовары, обувь) в январе
Таблица 9. Структура потребительских расходов населения в 2005- начале 2006 гг., %.
Таблица 10. Бренды трех линий (de lux, pret-a-porte, 3 линия) самых известных марок одежды в Москве.
Таблица 11. Распределение российских и зарубежных марок одежды по ценовым сегментам.
Таблица 12. Доля стран–основных производителей и поставщиков контрафактной продукции на мировой рынок в
Таблица 13. Минимальные нормы потребления различных видов одежды в расчете на одного трудоспособного человека в
Таблица 14. Отечественные предприятия швейной и трикотажной промышленности.
Таблица 15. Количество магазинов у ведущих мультибрендовых сетей спорттоваров в России в
Таблица 16. Доля пользователей, носящих спортивную одежду, среди представителей различных возрастных групп, %.
Таблица 17. Расходы на приобретение одежды и обуви в семьях с различными доходами.
Таблица 18. Основные социально – экономические индикаторы уровня жизни населения в 1992-2004 гг.
Таблица 19. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в
Таблица 20. Основные социально – экономические показатели в январе
Таблица 21. Распределение населения по возрастным группам в 2001-2004 гг.