Описание "Интернет-банкинг в России"
Существующие на рынке системы интернет-банкинга уже позволяют перевести в «онлайн» небольшие операции клиентов и снизить операционные затраты банков, но значительных доходов пока не приносят. Чтобы зарабатывать на удаленном обслуживании, нужно упро-стить интерфейсы систем и повысить их безопасность.
Рост функциональности систем интернет-банкинга для физических лиц привел к увели-чению числа операций, совершаемых пользователями удаленно. За 2010–2011 годы доля транзакций физических лиц, совершенных через Интернет, выросла в три раза (с 8 до 26%). Для банков это означает снижение издержек по обслуживанию, т. к. все больше клиентов совершают
транзакции, не прибегая к помощи операционистов.
Резкий рост счетов с возможностью удаленного доступа не отразился на объемной доле удаленных транзакций физических лиц. За 2009–2011 годы доля счетов ФЛ с удаленным управ-лением выросла с 12 до 25%. В то же время по итогам 2011 года только 8% банковских платежей физических лиц было совершено через Интернет, при этом за последние четыре года данный по-казатель практически не изменился. Медленно растет и доля активных пользователей систем ин-тернет-банкинга: по нашим оценкам, она выросла за 2011 год на 1-2 п. п., до 6-7%.
Основные причины слабого роста объемов операций – сложность интерфейсов систем и недостаточное доверие пользователей к их безопасности. Интерфейсы большинства систем ориентированы на пользователей, хорошо разбирающихся как в банковской, так и технической тер-минологии. Для того чтобы добиться роста комиссионных доходов, банкам придется продолжать вложения как в развитие систем интернет-банкинга, так и в продвижение этой услуги. Банки с развитым функционалом систем интернет-банкинга смогли показать более вы-сокие темпы роста на розничном рынке. Средний темп прироста средств ФЛ по ТОП-10 банкам по рейтингу функциональности систем ИБ составил 37%. По банкам с минимальной функциональ-ностью систем ИБ – только 16%. Банки, вкладывающие больше инвестиций и усилий в развитие систем ДБО ФЛ, получают лояльную клиентскую базу. Она более устойчива в условиях недостатка ликвидности, а в стабильные периоды растет быстрее.
Все больше банков пользуются клубными системами интернет-банкинга. Число банков-участ-ников системы Handybank выросло за год с 36 до 85, система Faktura.ru подключила за 2011 год 14 новых банков и довела число своих клиентов до 123. Основными клиентами клубных систем являются небольшие банки, которые имеют возможность относительно недорого получить доступ к развитому функционалу. Как показывает рейтинг «Эксперта РА», небольшие банки, пытающиеся
самостоятельно развивать систему ДБО для ФЛ, отстают по уровню функциональности как от круп-ных кредитных организаций, так и от клубных систем. Рост уровня функциональности систем интернет-банкинга в 2012 году обеспечат «се-реднячки» рейтинга, среди которых немало крупных розничных банков. Усилия этих банков и клубных операторов по привлечению клиентов могут привести к росту доли активных пользова-телей в ближайшие год-два до 10%. Этот уровень – порог, после которого может начаться этап взрывного роста числа активных пользователей и, как следствие, объема комиссионных доходов
от систем интернет-банкинга.