logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Российский рынок книг и книжной продукции

ID (артикул):
3432
Автор:
Количество страниц:
121
Язык отчета:
Русский
Дата выпуска:
24.06.2009
Способ предоставления:
В электронном виде
Формат исследования:
Word

Цель исследования: анализ текущей ситуации на книжном рынке в России.

Задачи исследования:

  • Описание макроэкономической ситуации на Рынке
  • Выделение основных сегментов Рынка
  • Определение основных количественных характеристик Рынка
  • Описание структуры Рынка
  • Выявление основных игроков на Рынке
  • Выявление основных факторов, влияющих на Рынок

Выдержки из исследования:

Значительную массу рыночных тиражей в ...% составили, как и в 2007, издания тиражом 10 000-50 000 экземпляров. Это школьные учебники и развлекательная литература. Соотношение тиражных групп в отдельные годы складывается по-разному, однако порядок цифр сохраняется практически неизменным на протяжении последних десяти лет.

Как и в прошлом году, в 2008 году основную долю Рынка занимали книги в обложке - ...% от общего тиража. Соотношение между книгами в обложке и в переплете за 2008 год изменилось незначительно.

Основные доли в структуре книжного рынка по тематическим разделам занимают:

  • Политическая и социально-экономическая литература - ...% (более 34 093 названий);
  • Художественная литература - ...% (более 20 138 названий);
  • Литература по образованию, культуре и средствам массовой информации - ...% (более 17 146 названий);
  • Техническая литература - ...% (около 14 324 названий).

По данным государственного статистического учета выпуска печатной продукции, который осуществляется Российской книжной палатой, в 2008 году издательствами и издающими организациями Российской Федерации выпущено 123 336 названий книг и брошюр совокупным тиражом 760,4 млн. экз., что выше показателей предыдущего года соответственно на ...% и ...%.

Объем российского книжного рынка в 2008 году составил, по разным оценкам, от $...до $... млрд. (в 2007 году - порядка $... млрд.). Существует также мнение, что объем книжного рынка превысил эти цифры.

Российский книжный рынок в течение 2000-2008 гг. демонстрировал стабильный рост наименований издаваемой литературы: по данным Российской книжной палаты, в 2008 году, по сравнению с 2003 г., Рынок вырос в своем объеме приблизительно на ...%. К сожалению, рост книжного рынка происходит во многом за счет роста цен на книги.

В 2008 году в Россию было ввезено книжной продукции на сумму порядка $.. млрд., а экспортировано на сумму $... млрд.

В денежном выражении объем импорта книжной продукции превышает объем экспорта почти в 4 раза (импорт - ...%, экспорт - ...%). В натуральном эквиваленте - в 8 раз (импорт - ...%, экспорт - ...%).

Владельцами крупнейших сетей в нашей стране являются крупные издательства (издательская группа «АСТ» - магазины «Буква», «Эксмо» - магазины «Новый книжный-Буквоед», «Букбери») и большие книготорговые компании («Топ-книга» - магазины «Литера», «Книгомир», «Пиши-Читай», «Лас-Книгас», «ПродаЛитЪ» - магазины «ПродаЛитЪ»).

В последние годы книжная торговля через Интернет в России развивается быстро и успешно. По оценкам экспертов, в первой половине 2008 г. число операторов Интернет-торговли, доля книг в ассортименте которых составляет более ...%, составляло около .... По расчетам компании «Мир книги», примерно ...% общего объема книжных продаж в Рунете совершается через Интернет-магазины многопрофильных компаний, около ...% - через независимые книжные Интернет-магазины, около ...% - через Интернет-магазины издательств и около ...% - через Интернет-магазины крупных книготорговых компаний и розничных магазинов

Три года назад, в 2005 году исследователи фиксировали, что только треть населения России (...%) не читает книг вообще, то по результатам опроса 2008 года не читают книг уже ...% взрослых россиян, то есть почти половина.

Самой активной является читательская аудитория среднего и старшего возраста (от 36 до 65 лет). Так, лидирует группа 36-50 лет - ...% читающих, группа 51-65 лет также велика - ...%. Затем следуют возрастные группы: 28-35 лет - ...%, 16-21 год - ...%. Наименьшая потребительская активность наблюдается среди молодых людей 22-27 лет - ...% и людей пенсионного возраста от 66 лет и старше - тоже ...%.

По данным опроса компании «inFOLIO Research Group» рейтинг разделов литературы у потребителей следующий: художественная - ...%, учебно-методическая - ...%, научная - ...%, детская - ...%, энциклопедии - ...%, издания о досуге - ...%. Причем в разделе художественной литературы читатели отдают предпочтение покупке книг современных авторов (...% - российских и ...% - зарубежных).

 

Содержание

1

Введение

6

2

Методологическая часть

7

 

2.1

Описание типа исследования

7

 

2.2

Объект исследования

7

 

2.3

Цели и задачи исследования

7

 

2.4

География исследования

7

 

2.5

Период проведения исследования

8

 

2.6

Методы сбора данных

8

3

Макроэкономические факторы, влияющие на Рынок

9

 

3.1

Общеэкономическая ситуация в России

9

 

 

3.1.1

Динамика валового внутреннего продукта

9

 

 

3.1.2

Динамика уровня инфляции

11

 

 

3.1.3

Динамика среднедушевых доходов населения

12

 

 

3.1.4

Розничная торговля

14

 

 

3.1.5

Иностранные инвестиции в российскую экономику

15

 

 

3.1.6

Уровень безработицы

16

 

 

3.1.7

Динамика инвестиций в основной капитал

17

4

Сегментация и структура Рынка

18

 

4.1

Сегментация книжного рынка

18

 

 

4.1.1

Сегментация Рынка по тиражам

18

 

 

4.1.2

Сегментация Рынка по форме выпуска

20

 

4.2

Структура книжного рынка

20

 

 

4.2.1

Структура Рынка по тематическим разделам

20

 

 

4.2.2

Структура Рынка по целевому назначению

22

5

Основные количественные характеристики Рынка

25

 

5.1

Параметры, используемые для оценки книжного рынка

25

 

 

5.1.1

Количество наименований

25

 

 

5.1.2

Совокупный тираж

25

 

 

5.1.3

Денежное выражение объемов рынка

25

 

5.2

Объем и емкость Рынка

25

 

 

5.2.1

Объем Рынка в натуральном выражении

25

 

 

5.2.2

Объем Рынка в денежном выражении

26

 

 

5.2.3

Емкость Рынка

26

 

 

5.2.4

Темпы роста Рынка

27

 

5.3

Сезонность на Рынке

28

6

Объемы импорта и экспорта

29

 

6.1

Импорт продукции

30

 

 

6.1.1

Объемы импорта

30

 

 

6.1.2

Основные страны-импортеры

30

 

 

6.1.3

Основные страны-производители импорта

31

 

 

6.1.4

Основные виды импортируемой продукции

31

 

6.2

Экспорт продукции

32

 

 

6.2.1

Объемы экспорта

32

 

 

6.2.2

Основные страны-экспортеры

32

 

 

6.2.3

Основные страны-производители экспорта

33

 

 

6.2.4

Основные виды экспортируемой продукции

34

 

6.3

Соотношение импорта и экспорта

35

7

Сбытовая структура Рынка

36

 

7.1

Основные принципы ценообразования

36

 

 

7.1.1

Ценообразование в издательском секторе

36

 

 

7.1.2

Ценообразование в оптовом секторе

37

 

 

7.1.3

Ценообразование в розничном секторе

37

 

 

7.1.4

Цена книги как фактор роста книжного рынка

40

 

7.2

Цепочка движения товара

40

 

7.3

Описание основных сегментов участников книжного рынка

42

 

 

7.3.1

Типографии

42

 

 

7.3.2

Издательства

45

 

 

7.3.3

Розничный сектор

47

 

 

7.3.4

Описание основных форматов розничных точек

48

8

Конкурентный анализ

52

 

8.1

Конкуренция между крупнейшими производителями продукции

52

 

 

8.1.1

Описание профилей крупнейших книжных типографий

52

 

 

8.1.2

Сравнительная характеристика крупных игроков по основным параметрам

61

 

 

8.1.3

Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими типографиями

62

 

 

8.1.4

Тенденции развития сектора книжного полиграфического производства. Влияние кризисной ситуации.

63

 

8.2

Конкуренция между крупнейшими издательствами

64

 

 

8.2.1

Описание профилей крупнейших издательств

64

 

 

8.2.2

Сравнительная характеристика крупнейших издательств по основным параметрам

74

 

 

8.2.3

Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими издательствами

80

 

8.3

Конкуренция между крупнейшими книготорговыми компаниями розничного сектора

81

 

 

8.3.1

Описание профилей крупнейших книготорговых компаний розничного сектора

83

 

 

8.3.2

Сравнительная характеристика сетей по основным параметрам

91

 

 

8.3.3

Тенденции развития розничных книготорговых сетей

93

 

 

8.3.4

Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими книготорговыми компаниями розничного сектора

95

 

 

8.3.5

Тенденции в направлении конкуренции со стороны Интернет-магазинов

95

 

8.4

Рынок аудиокниг в России

98

 

8.5

Рынок электронных книг в России

98

 

8.6

Вероятность появления новых игроков на книжном рынке

100

 

 

8.6.1

Вероятность появления новых игроков в сегменте типографий

100

 

 

8.6.2

Вероятность появления новых игроков в сегменте издательств

101

 

 

8.6.3

Вероятность появления новых игроков в рознице

101

 

 

8.6.4

Слияния и поглощения в книжной отрасли

101

9

Анализ потребителей

104

 

9.1

Сегментация потребителей с описанием и количественной оценкой сегментов

104

 

9.2

Потребительские предпочтения

109

 

 

9.2.1

Критерии выбора книг

111

 

9.3

Потребительские мотивации и поведение при покупке книжной продукции

111

 

 

9.3.1

Мотивы покупки

111

 

 

9.3.2

Сценарий покупки

111

 

 

9.3.3

Причины покупок

112

 

 

9.3.4

Места покупок

112

 

9.4

Зависимость спроса на книжную продукцию от различных характеристик потребителя

112

10

Обобщающие выводы и рекомендации

113

 

10.1

Факторы, благоприятствующие развитию российского книжного рынка

113

 

10.2

Сдерживающие факторы российского книжного рынка

113

 

10.3

STEP-анализ факторов, влияющих на Рынок

115

 

10.4

Риски, связанные с Рынком, способы избежать рисков

116

 

10.5

Тенденции Рынка

116

 

 

10.5.1

Тенденции в ассортименте книжной продукции

116

 

 

10.5.2

Тенденции по основным количественным показателям

117

 

 

10.5.3

Тенденции на конкурентном поле

118

 

 

10.5.4

Тенденции в потребительском сегменте

118

11

Общие выводы по отчету

119

 

Приложения

Схема 1. Цепочка движение товара

Схема 2. Общее описание системы сбыта на книжном рынке

 

Диаграмма 1. Динамика объема номинального ВВП 2002-2008 г.г., прирост, млрд. руб.

Диаграмма 2. Динамика реального ВВП РФ в 2007-2008 г.г., % к предыдущему году

Диаграмма 3. Уровень инфляции 2003 - 2009 (прогноз) гг., %

Диаграмма 4. Динамика среднемесячной номинально начисленной заработной платы

Диаграмма 5. Динамика реально располагаемых денежных доходов населения, % к соответствующему периоду предыдущего года

Диаграмма 6. Динамика оборота розничной торговли, млрд. руб.

Диаграмма 7. Объем иностранных инвестиций в 2007- 2008 гг.

Диаграмма 8. Динамика численности безработных, тыс. чел.

Диаграмма 9. Структура книжного рынка по виду продукции, 2007-2008 гг.

Диаграмма 10. Структура сегмента книжной полиграфии по тиражам книг

Диаграмма 11. Структура книжного рынка по форме выпуска книг в 2007-2008 гг., % от общего тиража

Диаграмма 12. Выпуск книг и брошюр по укрупненным тематическим разделам в 2007-2008 гг., % от количества названий

Диаграмма 13. Выпуск книг и брошюр по целевому назначению в 2007-2008 гг., % от тиража

Диаграмма 14. Объем рынка книжной продукции в России 2003-2008 гг., млрд. долл.

Диаграмма 15. Количество наименований книг и брошюр в РФ в 2000-2008 гг.

Диаграмма 16. Динамика тиражей в период с 2000 по 2008 гг., в млн. экз.

Диаграмма 17. Динамика средней розничной наценки на книгу в 2006-2008 гг.

Диаграмма 18. Структура цены на книгу

Диаграмма 19. Производители печатной продукции

Диаграмма 20. Доли отдельных издательств на книжном рынке в 2007-2008 гг., % от тиража

Диаграмма 21. Число жителей на 1 книжный магазин в отдельных странах

Диаграмма 22. Доли ключевых игроков на рынке книжной продукции по выпущенному в 2008 г. тиражу

Диаграмма 23. Структура каналов книгораспространения в современной России

Диаграмма 24. Доли читающих и не читающих книг россиян, %

Диаграмма 25. Распределение читателей книг по полу, %

Диаграмма 26. Распределение читателей книг по возрасту, %

Диаграмма 27. Распределение читателей книг по уровню образования, %

Диаграмма 28. Распределение читателей книг по уровню дохода, %

Диаграмма 29. Распределение читателей книг по каналам источников информации о книгах, %

Диаграмма 30. Потребительские предпочтения по жанрам, %

Диаграмма 31. Потребительские предпочтения по авторам, %

Диаграмма 32. Рейтинг по разделам литературы, %

 

Таблица 1. ВВП и Индекс промышленного производства в 2007-2008 г.г., % к соответствующему периоду предыдущего года

Таблица 2. Распределение выпуска изданий по тиражамным группам в 2007-2008 гг., % от общего тиража.

Таблица 3. Коды ВЭД печатной продукции

Таблица 4. Основные страны импортеры печатной продукции

Таблица 5. Основные страны производства печатной продукции

Таблица 6. Основные виды продукции

Таблица 7. Основные страны экспортеры книжной продукции

Таблица 8. Основные страны экспортеры книжной продукции

Таблица 9. Основные виды продукции

Таблица 10. Основные виды продукции

Таблица 11. Ведущие издательства в различных группах книг

Таблица 12. Российские книготорговые сети, 2008 г.

Таблица 13. Сравнительная характеристика крупных игроков рынка

Таблица 14. Состав отдельных издательских групп России (импринты ведущих издательств России)

Таблица 15. Сравнительная характеристика крупнейших издательств по основным параметрам

Таблица 16. Издательства, выпустившие наибольшее количество названий книг в 2007 и 2008 гг.

Таблица 17. Издательства, выпустившие книги наибольшими тиражами в 2007 и 2008 гг.

Таблица 18. Сравнительная характеристика крупнейших федеральных сетей по основным параметрам

Таблица 19. Виды Интернет-магазинов в Рунете

Таблица 20. Ведущие книжные Интернет-магазины в Рунете

Таблица 21. STEP-анализ российского рынка  книг

Таблица 22. Возможные риски, связанные с Рынком

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top