logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Продуктовая розница и рынок труда - до и после кризиса

ID (артикул):
3445
Количество страниц:
33
Язык отчета:
Русский
Дата выпуска:
22.05.2009
Способ предоставления:
В электронном виде
Формат исследования:
Word

Срез информации на стыке HR и маркетинга позволяет многосторонне оценить ситуацию: с точки зрения рыночных процессов, работодателей и кандидатов. Обзор выпущен ведущими экспертами в соответствующих отраслях, лидером в области on-line рекрутмента, компанией HeadHunter, и компанией «Экспресс-Обзор», специализирующейся на исследовании рынков.

Задачи, которые поможет решить исследование

  • Планирование уровня ЗП, формализация условий работы, должностных обязанностей и требований при открытии вакансий по наиболее востребованным позициям в продуктовом ритейле,
  • Определение соответствия ЗП и функционала сотрудников (топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники) среднерыночному уровню по Москве или России в целом,
  • Соотношение требований компании, предъявляемых к кандидату и профилей кандидатов по наиболее актуальным позициям (пол, возраст, уровень образования, опыт работы, зарплатные ожидания)по России и Москве,
  • Анализ ЗП, функционала, условий и требований по наиболее актуальным вакансиям до и после кризиса в продуктовом ритейле,
  • Анализ антикризисной HR политики компаний в сфере продуктового ритейла и прогноз развития ситуации,
  • Оценка конкурентной позиции компании - продуктового ритейлера в сфере управления персоналом (по отношению к среднерыночному уровню по России и Москве),
  • Анализ и прогнозирование процессов, происходящих на рынке продуктового ритейла и выявление стратегий лидеров - наиболее успешных компаний.

Краткая аннотация

На рынке продуктовой розницы влияние кризиса заметно в меньшей степени по сравнению с другими отраслями. Продукты питания относятся к категории товаров первой необходимости, снижение спроса на этом рынке возможно лишь до определенных пороговых значений. Крупные сетевые ритейлеры пересматривают стратегии развития с учетом новых возможностей, которые несет в себе рынок: снижают цены, увеличивают доли private label в продуктовом портфеле, продолжают региональную экспансию, и, как следствие, открывают новые вакансии. С другой стороны, уровень безработицы в России продолжает расти, а заработная плата - сокращаться. Предпосылкой для проведения исследования послужила гипотеза о том, что растущая конкуренция кандидатов позволяет игрокам нанимать более квалифицированных и, одновременно, более дешевых сотрудников.
Оценка спроса (условий работодателей) и предложения (резюме кандидатов) на рынке продуктового ритейла была проведена по трем функциональным звеньям: рядовые сотрудники, среднее звено и управляющие магазинами. По каждому звену были выделены наиболее популярные вакансии, ставшие контрольными для оценки влияния кризиса: управляющий магазином/супермаркетом/гипермаркетом, категорийный менеджер/менеджер по закупкам, продавец-кассир.
Несмотря на смену рынка «кандидата» на рынок «работодателя» требования  и условия ритейлеров к персоналу в сегменте среднего и верхнего звена не изменились, а на рядовые вакансии, такие как продавцы и кассиры, ритейлеры ищут более образованных сотрудников.

Некоторые интересные моменты исследования

  • Одной из наиболее актуальных вакансий является вакансия продавец-кассир,после кризиса ритейлеры рассчитывают получить более образованных сотрудников на эту позицию. Среди требований можно встретить умение работать с офисными программами, что раньше было менее распространено. Более того, ритейлеры стали активнее использовать такой канал коммуникации, как интернет (количество вакансий продавца и кассира, открытых в апреле 2009 года, превышает аналогичный показатель за 2008 год).
  • Позиция «директор магазина» трансформируется в «администратора магазина». Соответственно снизился уровень заработных плат. Более того, директор магазина/гипермаркета до кризиса выполнял преимущественно управленческие функции, а также занимался оптимизацией деятельности. Теперь обязанности директора сместились в сторону административно-исполнительских функций.
  • В крупнейших компаниях работа менеджера по закупкам сместилась в сторону контроля расчетов с поставщиками(в том числе, отслеживание дебиторской задолженности) и контроля цен. Интересно отметить, что часть функций докризисного менеджера по закупкам в некоторых компаниях перешла на категорийного менеджера, его функционал немного расширился за счет таких дополнительных функций как работа с браком и возвратом, а также заказ товара. Основные обязанности категорийного менеджера в компаниях-лидерах продуктового ритейла не изменились.

Кому должно быть интересно исследование

  • HR-менеджерам компаний в сферах: Ритейл и FMCG,
  • Линейным менеджерам продуктовых компаний, набирающим сотрудников в свое подразделение или проводящим аттестацию,
  • Линейным и HR-менеджерам компаний, выходящих на рынок продуктового ритейла,
  • Менеджерам по маркетингу, аналитикам компаний при изучении рынка продуктового ритейла, маркетинговым, консалтинговым и кадровым агентствам, в частности специализирующимся на услугах в сфере Ритейл.

В исследовании рассмотрены

  1. Основные тенденции, возможности и угрозы развития продуктовой розницы в новой экономической ситуации.
  2. Планы крупнейших продуктовых ритейлеров на 2009 год
  3. Потребность крупнейших ритейлеров в персонале до и после кризиса (анализ вакансий, наиболее актуальных на рынке ритейла). Вакансии: продавец-кассир, категорийный менеджер/ менеджер по закупкам, управляющий магазином (Москва и Россия).
  4. Уровень заработных плат, требования, предъявляемые к опыту и функционалу сотрудников в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия/регионы), а также различия в функционале, требованиях и условиях по трем группам заработных плат: до первого квартиля, средней ЗП и зарплате, превышающей третий квартиль
  5. Анализ аудитории соискателей в продуктовом ритейле - ожидания соискателей к ЗП, портреты соискателей в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия)
  6. Соответствие спроса и предложения по количеству резюме/вакансий, ожидаемым и предлагаемым заработным платам в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия)

Методология:

  • кабинетное исследование

Источники:

  • Анализ рынка - электронные и печатные СМИ, мнения экспертов в открытом доступе, опубликованные отчетные документы игроков рынка, результаты проведенных маркетинговых и социологических исследований, данные отраслевых союзов, ассоциаций, фондов.
  • Вакансии - hh.ru, joblist.ru, superjob.ru, job.ru

Содержание

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

5

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ

6

Динамика основных показателей

6

Факторы, определяющие динамику развития рынка в 2009 году - основные тенденции

7

Основные тенденции, возможности и угрозы рынка

9

АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ - ПЛАНЫ ВЕДУЩИХ РИТЕЙЛЕРОВ

10

Методология и ограничения

11

КАССИР (ПРОДАВЕЦ-КАССИР)

12

Трансформация требований и условий крупнейших ритейлеров: до и после кризиса

12

 

Общие требования к позиции продавец или кассир

12

Спрос: условия, функционал и требования

13

 

Профиль вакансии продавец-кассир. Основные сегменты. Москва

14

 

Профиль вакансии продавец-кассир. Основные сегменты. Россия

15

Предложение (анализ резюме)

17

 

Уровень ожидаемых заработных плат: Россия и Москва

17

 

Портрет соискателя: Россия и Москва

17

Соответствие спроса и предложения

18

КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖЕР И МЕНЕДЖЕР ПО ЗАКУПКАМ

19

Трансформация требований и условий крупнейших ритейлеров: до и после кризиса

19

 

Категорийный менеджер "до и после"

20

 

Менеджер по закупкам "до и после"

21

Спрос: условия, функционал и требования

22

 

Профиль вакансии "менеджер по закупкам/категорийный менеджер". Основные сегменты. Москва

23

 

Профиль вакансии "менеджер по закупкам/категорийный менеджер". Основные сегменты. Россия

24

Предложение (анализ резюме)

25

 

Уровень ожидаемых заработных плат: Москва и Россия

25

 

Портрет соискателя: Москва и Россия

25

Соответствие спроса и предложения

26

УПРАВЛЯЮЩИЙ МАГАЗИНОМ

27

Трансформация требований и условий крупнейших ритейлеров: до и после кризиса

27

 

Управляющий магазином "до и после"

27

Спрос: условия, функционал и требования

28

 

Профиль вакансии "управляющий магазином". Основные сегменты. Москва

28

 

Профиль вакансии "управляющий магазином". Основные сегменты. Россия

29

Предложение (анализ резюме)

31

 

Уровень ожидаемых заработных плат: Москва и Россия

31

 

Портрет соискателя: Москва и регионы

31

Соответствие спроса и предложения

32

НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

33

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top