Цель исследования
Описать текущее состояние и перспективы развития рынка обуви в России.
Задачи исследования
1. Описать общую ситуацию на мировом рынке обуви:
• объем рынка;
• тенденции и динамика развития;
• страны- лидеры в производстве обуви.
2. Определить объем и темпы роста рынка обуви в России.
3. Составить прогноз объема и темпов роста рынка обуви в России в 2009 г.
4. Определить объем и темпы роста производства обуви в России.
5. Определить объем и структуру импорта и экспорта обуви.
6. Определить влияние финансового кризиса 2008 года на развитие отечественного производителя обуви.
7. Описать основные тенденции и перспективы развития рынка обуви в России.
8. Описать состояние следующих сегментов российского рынка обуви по ключевым показателям:
• женской обуви;
• детской обуви;
• мужской обуви.
9. Описать ключевые показатели деятельности основных игроков российского рынка обуви:
• крупнейших производителей;
• сетевых продавцов обуви.
10. Выявить каналы продаж:
• отечественных производителей обуви;
• зарубежных производителей обуви.
11. Определить покупательские предпочтения на рынке обуви.
• Изучить тенденции в поведении потребителей обуви.
• Выявить составляющие нефункционального спроса на обувь.
• Определить предпочтения россиян в вопросе выбора стран-производителей обуви.
• Выявить ключевые критерии выбора обуви.
• Выявить уровень знания марок обуви.
12. Охарактеризовать состояние региональных рынков обуви:
• Санкт-Петербурга;
• Москвы;
• Ростова-на-Дону;
• Новосибирска;
• Барнаула.
13. Оценить уровень конкуренции на рынке обуви в вышеуказанных городах.
14. Оценить перспективы развития рынка обуви в вышеуказанных городах.
Объект исследования
Рынок обуви в России.
Информационная база исследования
• Расчеты Discovery Research Group.
• Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
• Ресурсы сети Интернет.
• Материалы компаний.
• Аналитические обзорные статьи в прессе.
• Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
• Экспертные оценки.
• Интервью с производителями и другими участниками рынка.
• Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ |
8 |
РЕЗЮМЕ |
13 |
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. |
14 |
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ |
14 |
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ |
14 |
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ |
15 |
МЕТОД СБОРА ДАННЫХ |
15 |
МЕТОД АНАЛИЗА ДАННЫХ |
15 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ |
16 |
ГЛАВА 2. МИРОВОЙ РЫНОК ОБУВИ: ОБЪЕМ, ТЕНДЕНЦИИ, СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ, ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА |
17 |
ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБУВИ |
18 |
Китай |
18 |
Бразилия |
21 |
Италия |
22 |
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ. |
24 |
Объем рынка в 2004 году |
26 |
Объем рынка в 2005 году |
28 |
Объем рынка в 2006 году |
29 |
Методика расчета объема рынка обуви № 1 |
31 |
Методика расчета объема рынка обуви № 2 |
33 |
Методика расчета объема рынка обуви № 3 |
34 |
Методика расчета объема рынка обуви № 4 |
35 |
Объем рынка в 2007 году |
36 |
Методика расчета объема рынка обуви № 1 |
36 |
Методика расчета объема рынка обуви № 2 |
37 |
Методика расчета объема рынка обуви № 3 |
37 |
Методика расчета объема рынка обуви № 4 |
37 |
Объем рынка в 2008 году |
39 |
Методика расчета объема рынка обуви № 1 |
39 |
Методика расчета объема рынка обуви № 2 |
40 |
Методика расчета объема рынка обуви № 3 |
40 |
Методика расчета объема рынка обуви № 4 |
40 |
Объем рынка в январе - августе 2009 года |
42 |
Методика расчета объема рынка обуви № 1 |
42 |
Методика расчета объема рынка обуви № 2 |
42 |
Методика расчета объема рынка обуви № 3 |
43 |
Изменение объема рынка обуви в 2004-2009 г. |
44 |
Оценки изменения объемов рынка по федеральным округам |
47 |
Оценки DISCOVERY Research Group |
47 |
Потребление обуви на душу населения в России |
48 |
ГЛАВА 4. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ (МУЖСКОЙ, ЖЕНСКОЙ И ДЕТСКОЙ) В РОССИИ В 2000-2009 ГГ. ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ И РЕГИОНАМ |
54 |
§ 1. ОБЪЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ В 2000-ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2009 ГГ. |
54 |
§ 2. СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ ПО РЕГИОНАМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ |
57 |
§ 3. СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ ПО ТИПУ ОБУВИ: МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ |
62 |
§ 4. ПРОИЗВОДСТВО РОССИЙСКОЙ ОБУВИ: ВАЛЕНКИ И РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ |
69 |
Производство валенной и фетровой обуви |
69 |
Производство обуви из полимеров |
71 |
§ 5. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ |
73 |
Государственная политика |
73 |
Недостаток сырья |
78 |
Низкая загруженность производственных мощностей |
79 |
Климатические аномалии |
81 |
Ассортимент и качество обуви |
82 |
ГЛАВА 5. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ИМПОРТА ОБУВИ В РОССИЮ |
84 |
ГЛАВА 6. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБУВИ: ИЗМЕНЕНИЕ РЫНКА ОБУВИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2009 ГОДА. |
93 |
§1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО РЫНКУ ОБУВИ ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД 2009 ГОД |
93 |
Рынок розничной торговли и рынок торговли обувью |
93 |
Индекс потребительских цен |
95 |
Производство обуви в России |
96 |
Внешняя торговля и импорт обуви в Россию |
98 |
§2. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБУВИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009Г. |
99 |
§3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА СПРОС НА ОБУВЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2009Г. |
101 |
ГЛАВА 7. СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ |
107 |
Сегментация рынка обуви по цене |
107 |
Сегменты мужской, женской и детской обуви |
110 |
Динамика цен на мужскую, женскую и детскую обувь |
115 |
Дифференциация обуви по стилю |
115 |
Сегментация рынка обуви по местам продаж |
118 |
ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ |
126 |
§ 1. ВЕДУЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПЕРВОГО КВАРТАЛА 2009 ГОДА. |
129 |
МУЯ Продакшн |
129 |
Брис-Босфор |
131 |
Юничел |
134 |
Компания «Цзисинь» |
139 |
Источник: Рослегпром.Скороход |
140 |
Скороход |
141 |
Компания «Егорьевск-обувь» |
143 |
"Курск-обувь" |
146 |
"Калита" |
149 |
§ 2. КРУПНЕЙШИЕ ПРОДАВЦЫ И ВЕДУЩИЕ БРЕНДЫ РОССИИ |
151 |
«Ralf Ringer» |
151 |
Фабрика «Буревестник» |
158 |
Зарайская обувная фабрика |
159 |
Фабрика во Владимире |
160 |
«Обувь России» |
161 |
Фабрика «Вестфалика» |
164 |
Фабрика «Вестфалика» |
164 |
Сеть «Вестфалика» |
166 |
Сеть «Фабрика обуви «Пешеход»» |
169 |
Сеть «Emilia Estra» |
170 |
«Белвест» |
172 |
Сеть обувных магазинов «Ж» |
175 |
«Центр-Обувь» |
178 |
"Сити-обувь" |
180 |
«Эконика-Обувь» |
182 |
«Camelot» |
187 |
«Пальмира» |
190 |
«Терволина» |
194 |
«Монро» |
197 |
«Аскания» (компания «Воир») |
200 |
«Маттино-Обувь» |
203 |
«Zenden» |
205 |
§3. ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБУВИ |
207 |
«Bata» |
207 |
«GEOX» |
210 |
«Еcco» |
213 |
«Salamander» |
215 |
«Carlo Pazolini» |
218 |
ГЛАВА 9. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ОБУВИ |
220 |
§ 1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |
220 |
Объем рынка, доли импортной и отечественной обуви |
220 |
Основные игроки рынка |
220 |
Сегменты рынка по цене |
223 |
§ 2. МОСКВА |
224 |
Объем рынка |
224 |
Основные форматы торговли |
224 |
§ 3. РОСТОВ-НА-ДОНУ |
226 |
Темпы роста и динамика развития рынка |
226 |
Основные игроки рынка |
227 |
§ 4. НОВОСИБИРСК |
231 |
Темпы роста и динамика развития рынка |
231 |
Ведущие торговые сети и уровень конкуренции |
231 |
Перспективы развития рынка |
234 |
1. Рост среднеценового сегмента |
234 |
2. Смещение покупательских приоритетов |
237 |
3. Рост спроса на бренды |
238 |
Перспективы монобрэндовых магазинов |
239 |
Люксовый сегмент рынка обуви |
240 |
§ 5. БАРНАУЛ |
242 |
Конъюнктура рынка обуви г. Барнаул |
242 |
Перспективы развития рынка |
243 |
Ассоциация обувщиков Алтайского края |
244 |
ГЛАВА 10. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ОБУВИ |
246 |
§ 1. ТЕНДЕНЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ОБУВИ |
246 |
§ 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЯН ПО БРЕНДАМ |
248 |
§ 3. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО МЕСТАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУВИ |
253 |
§ 4. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО СТРАНАМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ОБУВИ |
261 |
§ 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОБУВИ |
262 |
§ 6. НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС НА ОБУВЬ |
263 |
Сегментация потребителей по частоте приобретения обуви |
267 |
Отчет содержит 76 диаграмм и 15 таблиц.
Диаграммы:
Диаграмма 1. Объем производства обуви в Китае в 1994-2009 гг., млрд. пар.
Диаграмма 2. Доля российских предприятий в мировом производстве обуви в натуральном выражении в 2006 г., %
Диаграмма 3. Доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства в разных странах, %
Диаграмма 4. Объем рыночных сегментов и общий объем рынка в стоимостном выражении, $ млрд.
Диаграмма 5. Оценки объемов сегмента и рынка в целом, млрд. $
Диаграмма 6. Оценки объема рынка обуви в 2006 году по различным расчетам, млрд. $.
Диаграмма 7. Объем рынка обуви в России в натуральном выражении в 2004-2008 гг., млн. пар. ОЦЕНКИ 1 - 5.
Диаграмма 8. Объем рынка обуви в России в стоимостном выражении в 2000-2009 гг., $ млрд.
Диаграмма 9. Изменение объема рынка обуви в 2000-2006 гг. по федеральным округам, $ млрд.
Диаграмма 10. Минимальная и максимальная оценки объема рынка обуви в России в 2004-2008 гг. по версии DISCOVERY Research Group, млн. пар.
Диаграмма 11. Доля обуви в общем обороте розничной торговли в 1992-2008 гг. (в фактически действовавших ценах), %.
Диаграмма 12. Объемы потребления обуви в России в 1913, 1965, 1977, 2002, 2006, 2008 гг. . и прогноз на 2009 г., количество пар обуви на одного человека.
Диаграмма 13. Оценки потребления обуви в России в 2004-2010 гг., количество пар обуви на одного человека (Оценки DISCOVERY Research Group).
Диаграмма 14. Потребление обуви в России в 2007 г., количество пар на одного человека.
Диаграмма 15. Объем и темпы роста производства обуви в России в 2000-2009 гг., тыс. пар.
Диаграмма 16. Индексы производства обуви в 2008-2009 годах (базовый месяц (значение 100) - январь 2002 года).
Диаграмма 17. Доли федеральных округов в производстве обуви в России в I полугодии 2008 г., %.
Диаграмма 18. Динамика изменения доли 3-х лидирующих предприятий по производству обуви в общем объеме произведенной обуви в России в I квартале 2007-2009 гг.
Диаграмма 19. Динамика изменения доли 3-х лидирующих предприятий по производству обуви в общем объеме произведенной обуви в России в I квартале 2007-2009 гг.
Диаграмма 20. Производство детской, мужской и женской обуви в России в 2000-I полугодие 2008 гг., тыс. пар.
Диаграмма 21. Производство детской, мужской и женской обуви в России в первом квартале 2007-2009 гг., тыс. пар
Диаграмма 22. Доли детской, мужской и женской обуви в общем производстве обуви в России в 2000- I полугодие 2008 гг., %.
Диаграмма 23. Доли детской, мужской и женской обуви в общем производстве обуви в России в первом квартале 2007-2009 гг., %.
Диаграмма 24 . Производство детской обуви России в 2000-2007 годах (млн. пар).
Диаграмма 25. Производство валенной и фетровой обуви в России в 1970--2007 годах, млн. пар.
Диаграмма 26 . Производство резиновой обуви в России в 1970--2007 годах (млн. пар).
Диаграмма 27. Использование среднегодовой мощности организаций по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви в России в 1992-2007 гг., %.
Диаграмма 28. Объемы официального импорта на российском обувном рынке в 2006-2009 гг., млн. пар.
Диаграмма 29. Структура импорта обуви в Россию по результатам первого полугодия 2009г., млн. пар
Диаграмма 30. Географическая структура импорта: СНГ и дальнее зарубежье по итогам января-сентября 2008 г., %
Диаграмма 31. Географическая структура импорта обуви в России г., %
Диаграмма 32. Средняя импортная цена на кожаную обувь с 2004 по 2007 гг., $ за пару
Диаграмма 33 . Сфера расходов, на которых россияне начали экономить (февраль-март 2009).
Диаграмма 34 . Сфера расходов, на которых россияне начали экономить (февраль-март 2009).
Диаграмма 35 . Расходы населения разных стран под влиянием кризиса (июнь-июль 2009), %.
Диаграмма 36. Различия в экономии у мужчин и женщин под влиянием кризиса.
Диаграмма 37. Отношение россиян старше 16 лет к покупке одежды и обуви в I квартале 2009 года
Диаграмма 38. Покупательское поведение в зависимости от выбранных ценностей в данной категории товаров I квартале 2009 года
Диаграмма 39. Карта восприятия по рынку непродовольственных товаров: влияние кризиса на потребительское поведение Россиян (февраль 2009г.).
Диаграмма 40. Доли различных ценовых сегментов в общем объеме рынка обуви по оценке DISCOVERY Research Group, %
Диаграмма 41. Доли сегментов женской, мужской и детской обуви, % (Оценка 1)
Диаграмма 42. Доли сегментов женской, мужской и детской обуви, % (Оценка 2)
Диаграмма 43. Доли различных видов обуви (сандалии, зимние ботинки, ботинки и туфли) в общем объеме продаж мужской обуви в 2005 г., %
Диаграмма 44. Доли различных типов обуви (демисезонные сапоги и ботинки, зимние сапоги и ботинки, босоножки и сандалии, туфли) в общем объеме продаж женской обуви в 2005 г., %.
Диаграмма 45. Ведущие обувные магазины России в 2006 году.
Диаграмма 46. Изменение объемов производства обуви компаний ООО "МУЯ Продакшн" в первом квартале 2007-2009гг
Диаграмма 47. Изменение объемов производства обуви компаний ООО "Брис-Босфор" в первом квартале 2007-2009гг
Диаграмма 48. Динамика изменения объемов производства обуви за первый квартал 2007-2009гг., тыс. пар.
Диаграмма 49. Динамика производства обуви компанией "Цзисинь" в первом квартале 2007-2009гг., тыс. пар
Диаграмма 50. Динамика изменения объемов производства обуви компанией "Скороход" в первом квартале 2007-2009 гг., тыс. пар.
Диаграмма 51. Динамика производства обуви компанией "Егорьевск-обувь" в первых кварталах 2007-2009 годов, тыс. пар
Диаграмма 52. Динамика производства обуви "Курс-обувью" в первых кварталах 2007-2009гг., тыс. пар.
Диаграмма 53. Динамика производства обуви компаний "ТОФ" в первых кварталах 2007-2009гг., тыс. пар.
Диаграмма 54. Динамика производства обуви на фабрике "Калита" в 2007-2009гг., тыс. пар
Диаграмма 55. Объем и темпы роста производства компании Ralf Ringer (ЗАО «Торговый дом «Белка») в 1995-2007 гг., млн. пар и %.
Диаграмма 56. Объемы производства обуви на фабрике "Буревестник" в первом квартале 2007-2009 гг., тыс. пар
Диаграмма 57. Объемы производства обуви на Владимирской обувной фабрике в первом квартале 2007-2009 гг., тыс. пар
Диаграмма 58. Ассоциации, связанные с торговой маркой «Вестфалика».
Диаграмма 59. Узнаваемость торговой сети «Эконика» (с подсказкой) по городам, 2008 г.
Диаграмма 60. Доли сетей в Новосибирске по итогам 2007г., в натуральном выражении
Диаграмма 61. Доли продаж обуви различных ценовых сегментов в Новосибирске в 2005 г., %.
Диаграмма 62. Значимость факторов при выборе обуви, %.
Диаграмма 63. Уровень известности марок одежды и обуви, в %.
Диаграмма 64. Предпочтения российскими потребителями различных марок обуви (10 наиболее популярных марок), % респондентов
Диаграмма 65. Рейтинг популярности форматов розничной торговли в 2005 г., оптимистичная оценка, %.
Диаграмма 66. Доли потребителей, мужчин и женщин, покупающих обувь в магазинах и на рынках, %.
Диаграмма 67. Рейтинг популярности форматов розничной торговли в 2005 г., пессимистичная оценка, %.
Диаграмма 68. Зависимость предпочтения места продажи от возраста (июль 2009).
Диаграмма 69. Зависимость предпочтения места продажи от дохода (июль 2009)
Диаграмма 70. Доли потребителей, приобретающих обувь в магазинах, по регионам, %.
Диаграмма 71. Доли потребителей, приобретающих обувь в специализированных магазинах в Москве и Санкт-Петербурге, %.
Диаграмма 72. Доли потребителей, приобретающих обувь в фирменных магазинах по регионам, %.
Диаграмма 73. Доли потребителей, приобретающих обувь на рынках, по регионам, %.
Диаграмма 74. Факторы, влияющие на выбор обуви посетителями фирменных магазинов в 2006 г., %.
Диаграмма 75. Частота покупки обуви мужчинами и женщинами, проживающими в Москве в 2005 г., %.
Диаграмма 76. Частота покупки обуви представителями различных возрастных групп в 2005 г., %.
Таблицы:
Таблица 1. Объем рыночных сегментов по месту производства обуви в 2006 г.
Таблица 2. Объем рыночных сегментов по цене в 2006 году.
Таблица 3. Потребление обуви в различных странах в 2005 г, количество пар обуви на одного человека.
Таблица 4. Федеральные округа и области России с наибольшим выпуском обуви в I полугодии 2008 г., тыс. пар и %.
Таблица 5. Объем выпуска наиболее крупных производителей обуви (выпустивших в 2008 году более 250 тыс. пар обуви и вновь созданные) по итогам I квартала 2009 г., а также их сравнение с аналогичным показателем 2008 и 2007 гг., тыс. пар и %.
Таблица 6. Ведущие компании в производстве детской обуви в России в I квартале 2009 г., тыс. пар
Таблица 7. Крупнейшие компании в производстве мужской и женской обуви в России в I квартале 2009 г., тыс. пар и %.
Таблица 8. Качество кожаной обуви, поступающей на потребительский рынок, в 2005-2007 гг.
Таблица 9. Ценовая сегментация российского рынка обуви.
Таблица 10. Сегментация обувных брендов
Таблица 11. Распределение обувных брендов по стилевым сегментам (классическая, спортивная, домашняя, эксклюзивная)
Таблица 12. Объемы производства ведущих отечественных производителей в I квартале 2009 г.
Таблица 13. Доли продаж (среди мужчин и женщин) наиболее популярных марок обуви в 2005 году, %.
Таблица 14. Характеристики целевых аудиторий четырех ассортиментных линеек компании Ralf Ringer.
Таблица 15. Потребительские характеристики торговых марок «Эконики».