Одной из особенностей обувной отрасли является наличие в ней большого объема нелегального производства и импорта. По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка обуви с учетом «теневого» сектора в натуральном выражении по итогам 2007 года увеличился на 15,1%. В стоимостном выражении продажи обуви составили почти 435 млрд. руб.
В настоящее время обувь на российском рынке в основном импортная. Отечественные производители по итогам 2007 года удовлетворили рыночный спрос только на 10%, что даже меньше аналогичного показателя 2006 года.
Примечательно, что в 2007 году официальное производство в натуральном выражении было почти в два раза меньше реального. Хорошо виден процесс легализации рынка, т.к. еще в 2004 году контрафактная продукция составляла чуть больше 2/3 рынка.
Мужская обувь традиционно занимает первое место в структуре производства российской обуви - 45% от общего выпуска по итогам 2007 года. Отчасти это объясняется тем, что одним из заказчиков обувной промышленности являются государственные структуры, среди которых Вооруженные силы, МВД. На втором месте по объемам выпуска - женская обувь, на третьем - детская.
Стоит отметить, что эти цифры значительно отличаются от структуры покупок обуви. Так, в 2007 году почти половина всех продаж обуви в натуральном выражении пришлась на женскую обувь, на втором месте оказалась детская обувь и только на третьем - мужская.
Большая часть обуви в 2007 году была произведена в 2-х федеральных округах: Центральном ФО (40,4%) и Южном ФО (30,5%). Основным поставщиком обуви в Россию в 2007 году стал Китай - 82% в натуральном и около 71% в стоимостном выражении от всего импорта. Дешевизна - главное конкурентное преимущество китайской продукции. Заметными производителями обуви является также Италия, Турция и Германия.
Основной тенденцией российского рынка обуви последних трех лет является его «обеление». С 2004 по 2007 гг. доля контрафакта на нем снизилась почти на 20 п.п. в натуральном выражении.
Рынок обуви остается малоизученным и достаточно закрытым, т.к. слабо консолидирован. Ни один игрок из десятки лидеров не занимает в настоящее время более 1% рынка. Помимо этого, одной из проблем рынка является то, что в России крайне мало популярных обувных брендов. По сути, на федеральном уровне потребителям известны только «Ecco» и «Ralf Ringer», а в Сибири - бренд «Вестфалика». Существуют в обувной промышленности и трудности с сырьем. А проблема отсутствия качественных комплектующих отечественного производства является фактором, увеличивающим стоимость отечественной продукции.
В ближайшие два года темп прироста рынка обуви будет снижаться, и составит по итогам 2009 года 9% в натуральном выражении, что говорит о постепенном насыщении рынка. В 2007 году степень насыщенности рынка, по оценке «Экспресс-Обзор», составила 70%.
Исследование рынка обуви включает в себя 6 основных частей:
По каждому сегменту рынка обуви дан прогноз на 2008-2009 гг.
Методология:
АННОТАЦИЯ |
2 | |||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" |
4 | |||
ОГЛАВЛЕНИЕ |
5 | |||
РЫНОК ОБУВИ |
9 | |||
|
ВВЕДЕНИЕ |
9 | ||
|
ПРОИЗВОДСТВО |
10 | ||
|
|
Основные тенденции в производстве сырья |
10 | |
|
|
Динамика производства 2004-2009 (данные официальной статистики) |
11 | |
|
|
Структура по товарным группам 2004-2009 |
11 | |
|
|
|
Резиновая, валяная и фетровая, кожаная обувь |
11 |
|
|
|
Мужская, женская, детская обувь |
13 |
|
|
Региональная структура производства 2005-2007 (данные официальной статистики) |
13 | |
|
|
Рейтинг крупнейших производителей 2006 |
14 | |
|
|
Проблемы, особенности и положение российского производства |
16 | |
|
|
Преимущества отечественных производителей |
18 | |
|
|
Преимущества зарубежных производителей |
18 | |
|
|
Меры для восстановления обувной отрасли |
19 | |
|
ЭКСПОРТ |
20 | ||
|
|
Динамика объема экспорта 2003-2009 (данные официальной статистики) |
20 | |
|
|
Структура экспорта по товарным группам 2003-2008 (данные официальной статистики) |
20 | |
|
|
|
В натуральном выражении |
20 |
|
|
|
В стоимостном выражении |
21 |
|
|
Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 |
23 | |
|
ИМПОРТ |
24 | ||
|
|
Динамика объема импорта 2003-2009 (данные официальной статистики) |
24 | |
|
|
Структура импорта по товарным группам 2003-2008 (данные официальной статистики) |
25 | |
|
|
|
В натуральном выражении |
25 |
|
|
|
В стоимостном выражении |
26 |
|
|
Страны-поставщики 2003-2007 |
28 | |
|
ОБЪЕМ РЫНКА |
30 | ||
|
|
Динамика объема рынка 2004-2009 |
30 | |
|
|
|
С учетом "теневого сектора" |
30 |
|
|
|
Без учета "теневого сектора" (на основе данных официальной статистики) |
31 |
|
|
Потенциальная емкость |
32 | |
|
|
Основные тенденции |
32 | |
|
|
Структура рынка по товарным группам (мужская, женская, детская) 2005-2007 |
33 | |
|
|
Региональная структура рынка (г. Москва и другие регионы) 2004-2009 |
34 | |
|
|
Структура рынка (импортная/отечественная продукция) 2004-2009 |
34 | |
|
|
Основные каналы дистрибуции |
35 | |
|
|
Потребительские предпочтения на рынке обуви |
37 | |
|
|
Перспективы развития рынка |
38 | |
|
СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ |
40 | ||
|
|
Цены производителей 2003-2008 |
40 | |
|
|
Потребительские цены 2003-2008 |
42 | |
|
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ |
43 | ||
|
|
Основные события (слияния/поглощения) 2004-2008 |
43 | |
|
|
Факторы, влияющие на уровень конкуренции |
44 | |
|
|
Сравнительная характеристика основных игроков |
45 | |
|
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА |
57 | ||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
58 | ||
|
|
Курс доллара и численность населения РФ |
58 | |
|
|
Основные определения и допущения |
58 | |
|
|
Классификация рынка обуви (ОКП) |
58 | |
|
|
Классификация рынка обуви (ТН ВЭД) |
59 | |
|
|
Оценки экспертов, использованные в исследовании |
60 |
Таблица 1. |
Динамика производства обуви в натуральном выражении (данные официальной статистики), 2004-2009 |
11 |
Таблица 2. |
Динамика структуры производства обуви по сегментам в натуральном выражении (данные официальной статистики), %, 2004-2009 |
12 |
Таблица 3. |
Динамика объема производства обуви по сегментам (данные официальной статистики), тыс. пар, 2004-2009 |
12 |
Таблица 4. |
Динамика структуры производства обуви по товарным группам (муж./жен. в натуральном выражении, %, 2004-2009 |
13 |
Таблица 5. |
Динамика регионального распределения производства обуви (6 федеральных округов) в натуральном выражении (данные официальной статистики), 2005-2007 |
14 |
Таблица 6. |
Рейтинг ведущих производителей обуви в натуральном выражении, 2006 |
15 |
Таблица 7. |
Динамика экспорта обуви в натуральном выражении и ценах экспорта, 2003-2009 |
20 |
Таблица 8. |
Динамика структуры экспорта обуви по товарным группам в натуральном выражении (данные официальной статистики), %, 2003-2008 |
21 |
Таблица 9. |
Динамика структуры экспорта обуви по товарным группам (данные официальной статистики), тыс. пар, 2003-2008 |
21 |
Таблица 10. |
Динамика структуры экспорта обуви по товарным группам в ценах экспорта (данные официальной статистики), %, 2003-2008 |
22 |
Таблица 11. |
Динамика структуры экспорта обуви по товарным группам в ценах экспорта (данные официальной статистики), млн. руб., 2003-2008 |
22 |
Таблица 12. |
Динамика структуры экспорта обуви по странам (9 стран) в натуральном выражении и в ценах экспорта, 2003-2007 |
23 |
Таблица 13. |
Динамика импорта обуви в натуральном выражении и в ценах импорта (данные официальной статистики), 2003-2009 |
24 |
Таблица 14. |
Динамика структуры импорта обуви по товарным группам в натуральном выражении, %, 2003-2008 |
25 |
Таблица 15. |
Динамика импорта обуви по товарным группам, тыс. пар, 2003-2008 |
26 |
Таблица 16. |
Динамика структуры импорта обуви по товарным группам в ценах импорта, %, 2003-2008 |
26 |
Таблица 17. |
Динамика объема импорта обуви по товарным группам в ценах импорта, млн. руб., 2003-2008 |
27 |
Таблица 18. |
Динамика структуры импорта обуви по странам (9 стран) в натуральном выражении и в ценах импорта, 2003-2007 |
28 |
Таблица 19. |
Динамика объема рынка обуви в натуральном выражении и в потребительских ценах (с учетом теневого сектора), 2004-2009 |
30 |
Таблица 20. |
Динамика объема рынка обуви в натуральном выражении (на основе данных официальной статистики), 2004-2009 |
31 |
Таблица 21. |
Потенциальная емкость рынка обуви в натуральном выражении, 2007 |
32 |
Таблица 22. |
Динамика структуры рынка обуви по товарным группам (мужская, женская, детская) в натуральном выражении, 2005-2007 |
33 |
Таблица 23. |
Динамика региональной структуры рынка обуви (г. Москва и другие регионы) в натуральном выражении, 2004-2009 |
34 |
Таблица 24. |
Динамика структуры рынка обуви (импортная/отечественная продукция) в натуральном выражении ,%, 2004-2009 |
34 |
Таблица 25. |
Динамика цен производителей на некоторые виды обуви, руб./пара, 2003-2008 |
41 |
Таблица 26. |
Индексы цен производителей на обувь по регионам (15 регионов), %, 2003-2007 |
41 |
Таблица 27. |
Динамика потребительских цен на некоторые виды обуви, руб./пара, 2003-2008 |
42 |
Таблица 28. |
Динамика средних цен на некоторые виды обуви, руб./пара, 2004-2008 |
43 |
Таблица 29. |
Сравнительная характеристика основных игроков на рынке обуви |
45 |
Таблица 30. |
Описательная характеристика основных игроков на рынке обуви |
52 |
Таблица 31. |
Основные количественные показатели рынка обуви, 2004-2009 |
57 |
Таблица 32. |
Динамика курса доллара и численности населения РФ, 2003-2009 |
58 |
Рисунок 1. |
Динамика производства обуви (данные официальной статистики), млн. пар, 2004-2009 |
11 |
Рисунок 2. |
Структура производства обуви в натуральном выражении (данные официальной статистики), %, 2007 |
12 |
Рисунок 3. |
Структура производства кожаной обуви в натуральном выражении (данные официальной статистики), %, 2007 |
12 |
Рисунок 4. |
Структура производства обуви по виду ассортимента в натуральном выражении, %, 2007 |
13 |
Рисунок 5. |
Структура производства обуви по федеральным округам (6 федеральных округов) в натуральном выражении, %, 2007 |
14 |
Рисунок 6. |
Доли производителей обуви в общероссийском объеме выпуска в натуральном выражении, %, 2006 |
15 |
Рисунок 7. |
Динамика экспорта обуви (данные официальной статистики), тыс. пар, 2003-2009 |
20 |
Рисунок 8. |
Динамика экспорта обуви в ценах экспорта (данные официальной статистики), млн. руб., 2003-2009 |
20 |
Рисунок 9. |
Структура экспорта обуви в натуральном выражении (данные официальной статистики), %, 2007 |
21 |
Рисунок 10. |
Структура экспорта обуви в стоимостном выражении (данные официальной статистики), %, 2007 |
22 |
Рисунок 11. |
Структура экспорта обуви в натуральном выражении по странам (9 стран), %, 2007 |
23 |
Рисунок 12. |
Структура экспорта обуви в ценах экспорта по странам (9 стран), %, 2007 |
23 |
Рисунок 13. |
Динамика импорта обуви в натуральном выражении (данные официальной статистики), тыс. пар, 2003-2009 |
24 |
Рисунок 14. |
Динамика импорта обуви в ценах импорта, млрд. руб., 2003-2009 |
24 |
Рисунок 15. |
Структура импорта обуви по товарным группам в натуральном выражении, %, 2007 |
25 |
Рисунок 16. |
Структура импорта обуви по товарным группам в ценах импорта, %, 2007 |
27 |
Рисунок 17. |
Структура импорта обуви по странам (3 страны) в натуральном выражении, %, 2007 |
28 |
Рисунок 18. |
Структура импорта обуви по странам в ценах импорта (3 страны), %, 2007 |
28 |
Рисунок 19. |
Динамика объема рынка обуви (с учетом теневого сектора), млн. пар, 2004-2009 |
30 |
Рисунок 20. |
Динамика объема рынка обуви в потребительских ценах (с учетом теневого сектора), млрд. руб., 2004-2009 |
30 |
Рисунок 21. |
Динамика среднедушевого потребления обуви (с учетом теневого сектора), пар/чел., 2004-2009 |
30 |
Рисунок 22. |
Динамика объема рынка обуви (данные официальной статистики), млн. пар, 2004-2009 |
31 |
Рисунок 23. |
Степень насыщенности рынка обуви в натуральном выражении, %, 2007 |
32 |
Рисунок 24. |
Структура обуви по товарным группам (мужская, женская, детская) в натуральном выражении, %, 2007 |
33 |
Рисунок 25. |
Доля Москвы в общероссийском рынке обуви в натуральном выражении, %, 2007 |
34 |
Рисунок 26. |
Структура рынка обуви (импортная/отечественная продукция) в натуральном выражении, %, 2007 |
34 |